В другом письме к Т. Л. Толстой он пишет о мучающих его противоречиях: «Что делать, я не могу притворяться - мне искусство интереснее морали, интереснее моей собственной жизни; я ею совсем не занят; мне кажется она ничтожной, мимолетной, случайной, ни для кого не занимательной. Искусство же вот оно, и через 300-400 лет, когда одни побасенки остались от жизни их авторов, оно живет передо мною, греет меня своим теплом, очаровывает меня глубоким изяществом формы и увлекает своею бессмертной любовью. С горечью думаю, что я своим писанием огорчил Льва Николаевича. Вот фатальность: кого любишь, обожаешь - делаешь неприятность».
Ища выход из живущих в нем противоречий Репин задумывает особое содержание своих произведений, хочет воплотить философско-моральные идеи Толстого в художественных образах. Таковы его картины: «Николай Мирликийский». «Иди за мною. Сатано!». «Дуэль». Картина «Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных» возникла по просьбе монастыря с родины Репина. Первоначально он решил се выполнить в обычной канонической манере, но затем замысел приобрел иную цель и иные масштабы. Утверждение, что эта картина писалась как неприятная необходимость, как пишут портреты надоедливых знакомых неправильно. К чему бы Репин создавал тогда три варианта картины?
Проанализируем кратко все три варианта. В первом произведении (1888), поражающем пластической выразительностью формы и безукоризненностью рисунка фигур первого плана, казнимый - благородная, внешне спокойная фигура, над ним возмущенный, с перекошенным от волнения ртом Николай Мирликийский. Он схватил опускавшийся уже меч чтобы остановить казнь.
Искусство на нынешней выставке >>>
<<<Оглавление>>>