Иллюстрации Репина на темы сочинений Л. Толстого

Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света! .. Я все изучал их. вспоминал и наслаждался: красивая картина выходит... Надолго хватит мне Ясной, все туда тянет, к тому свету; или это закон тяготения малых тел к большим?».

Творческой удачей является акварельный портрет Толстого, пишущего за письменным столом в Хамовниках (1893). Превосходно выражено сосредоточенное внимание к работе, и удивительно живо передана пишущая рука, точно видишь ее движение. Небольшое окошко освещает стол, заваленный рукописями. Тишиной, уютом веет от портрета. Чувствуется, как спокойно и углубленно протекает работа.

Иллюстрации Репина на темы сочинений Л. Толстого немногочисленны.

Репин не любил заниматься книжной иллюстрацией (только к «Запискам сумасшедшего» Гоголя им сделаны в 1870 году психологически тонкие, выразительные рисунки), но. преклоняясь перед Толстым, он не мог отказать ему в просьбе сделать «картинки» к нравоучительным рассказам Толстого для народа, выпускавшимся дешевыми книжечками в издательстве «Посредник».

В иллюстрациях Репина к рассказам Толстого, в которых разрешаются вопросы морали, представлены бытовые сцены: бедняк снимает с себя шубу, чтобы одеть голого, здоровенный кузнец заказывает сапоги покрепче, на год, худенькому, тщедушному сапожнику, а смерть ждет уже за порогом этого, на первый взгляд, здоровяка («Чем люди живы», 1881).

Нет иллюстраций к «Войне и миру» и «Анне Карениной», но есть рисунки к «Смерти Ивана Ильича» (1893). к «Власти тьмы».


<<< Большая сосредоточенность и целеустремленность

Экспансивный Репин >>>

<<<Оглавление>>>