«Лев Николаевич одевался бедно, небрежно, с каким-то нескрываемым презрением к своей великой особе... писал Репин. С некоторого расстояния он производил впечатление бедняка до жалости. Но все это вдруг преображалось, когда вы приближались к его лицу, когда вы с невольным подобострастием глядели в его глаза: перед вами стоял о л и м п и е ц, готовый сейчас же потрясти одним словом весь Олимп многохолмный».
В 1891 году был написан портрет «Л. Н. Толстой в кабинете под сводами», имевший целью показать рабочую, бытовую обстановку писателя. Толстой пишет за простым столом, сидя на скамейке, одет в рубаху и сапоги, в комнате лопата, коса, пила и на вешалке крестьянская одежда. Толстой любил крестьянский труд.
В бюсте, вылепленном Репиным в тот же приезд, передана большая сосредоточенность и целеустремленность. Трактовка образа близка к портрету Толстого в лесу на молитве. Бюст нравился писателю.
В том же 1891 году Репин создает очаровательную небольшую картину «Толстой на отдыхе в лесу». Очень красивая по живописи, она полна солнечного света. Мастерство передачи природы тем удивительнее, что Репин писал картину по памяти, через две недели после отъезда из Ясной Поляны.
Тепло вспоминая свое пребывание там, он пишет Татьяне Львовне Толстой из Петербурга о своих переживаниях: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Лев Николаевич лежал недалеко от меня с книгой в руке, в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым.
<<< Репин под влиянием проповеди Толстого
Иллюстрации Репина на темы сочинений Л. Толстого >>>
<<<Оглавление>>>