Портрет предельно прост. Но это и была задача, поставленная художником: в простоте передать величие. Отсюда простота позы, жеста, костюма, строгий общий живописный тон портрета и простой светло-серый фон. Все это для того, чтобы передать строгий облик «Великого Льва», по выражению Репина, сосредоточить все внимание зрителя на лице, глубине и силе пронизывающего взгляда, огромном выразительном лбе, на который брошен свет, выявить спокойную сосредоточенность и внутреннее величие Толстого. Репин выделяет также и правую руку писателя, большую и сильную, знающую физический труд.
Единственное место, оживляющее предельно скупой и строгий колорит портрета, это блик света на кресле, нужный для того, чтобы строгость не перешла в сухость.
Репину удалось передать в облике Толстого величие гения. Сама композиция портрета и выбранная точка зрения несколько снизу вверх создают монументально-величавое впечатление. Среди множества портретных шедевров Репина портрет Л. Толстого 1887 года исключителен по силе концентрации мысли и лице и выражению духовной мощи гениального человека. «Чувство огромного влияния на Россию своими произведениями подняло его активность и вселило веру в возможность перевернуть жизнь к лучшему. Борец.. . Портрет в черной блузе проповедника» 1 - так писал Репин о Льве Толстом и о его портрете.
Интересно, что Стасов, не видавший еще портрета, писал Толстому: «. .. он Вам отвел такое, ни с чем несравнимое место в душе своей, что тогда уж нельзя писать портрет, который не будет нечто совершенно необычное.. .».
<<< Портретное изображение в отдельных сценах
Зрительный образ в картине >>>
<<<Оглавление>>>