Портретное изображение в отдельных сценах

Естественно было бы предположить, что такой одаренный портретист, каким был Репин, схватится за карандаш, за кисть, чтобы запечатлеть гениального писателя. Но этого не случилось. Почему-то Репин долго медлил с портретом. Возможно, он не решался приступить к столь ответственной работе сразу, не изучив предварительно облик Толстого, или, занятый как раз в первую половину 80-х годов самыми значительными своими произведениями, не имел времени съездить в Ясную Поляну. Или он не хотел писать Толстого при жизни своего учителя и друга Крамского, создавшего замечательный портрет писателя в 1873 году. Первый портрет им был написан только в 1887 году. До этого появились две зарисовки, изображавшие Толстого в 1882 году, послужившие затем иллюстрациями к его статье «Так что же нам делать?», написанной по поводу переписи населения.

Толстой изучал московское «дно», посещал трущобы, и Репин дал два раза его портретное изображение в отдельных сценах. В рисунке «У костра» сзади толпы оборванцев стоит печально опустивший голову, сжавшийся Толстой. В рисунке «Уличная сцена» городовой ведет проститутку, в которую пристально вглядывается Толстой. Его удрученность от сознания беспросветности окружающей жизни ясно выражена в рисунках Репина.

В 1887 году Репин впервые гостил в Ясной Поляне. Он пробыл там неделю и успел сделать зарисовки пашущего Толстого и написать два его портрета. На первом - Толстой в кабинете за письменным столом. Портрет не удовлетворил художника, и он написал другой - большого размера в яснополянском зале, где Толстой изображен сидящим в кресле с книгой в руке.


<<< Крестный ход в Курской губернии

Внутреннее величие Толстого >>>

<<<Оглавление>>>