Зрительный образ в картине

В тот же приезд в Ясную Поляну Репин наблюдал Льва Толстого пашущим поле вдовы. Шесть часов сряду работал Толстой, ведя соху то в гору, то с горы. Рубаха стала черной от пота и пыли. Репин делал зарисовки карандашом с разных точек зрения и затем, уже в Петербурге, создал небольшую картину «Лев Николаевич Толстой на пашне» (1887. ГТГ). Эта работа, небольшого размера, широко известна. Она великолепна по живописи, полна воздуха и света. В ней переданы не только размеренность шага, ритм труда пахаря, но удивительно, жизненно верно изображены рабочие лошадки. Преклоняясь перед Толстым, Репин воспринимает его деятельность как подвиг, но он отмечает в своих воспоминаниях, что проходившие мимо крестьяне (не яснополянские), видя пашущего помещика, иронически улыбались. Репин зарисовал их. Зрительный образ в данной картине, как и в рисунке 1880 года «Толстой на косьбе», остается в пределах изображения Толстого просто крестьянином.

Находясь под обаянием Толстого, подавленный авторитетом гения, Репин не в состоянии был сразу разобраться во многом. Но потом, обдумывая наедине увиденное и услышанное, он не соглашается со многими толстовскими взглядами и идеями, его критический разум художника и вся его натура протестуют. Репин пишет В. Г. Черткову в августе 1887 года, вскоре после посещения Ясной Поляны: «Много и часто я думаю теперь о Льве Николаевиче, вспоминаю наши разговоры. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Все кажется так неотразимо, как сама истина. Однако здесь, передумывая о всем, у меня всплывает много возражений, и я с ними постоянно колеблюсь: то мне кажется, что я прав, то кажется опять, что его положения несравненно глубже и вечнее. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. .. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой


<<< Внутреннее величие Толстого

Необходимость активной борьбы с социальным злом >>>

<<<Оглавление>>>