Путешествие и работа над образами бурлаков

Желание углубить тему, изучить ближе жизнь бурлаков заставило его совершить две поездки на Волгу, результатом чего и явилась картина. Инициатором и организатором поездки был молодой друг Репина - Федор Александрович Васильев, одареннейший юноша, замечательный пейзажист, к несчастью погибший в расцвете сил от туберкулеза. В этой поездке приняли участие еще брат Репина Василий и художник Е. К. Макаров. Красочно и живо путешествие и работа над образами бурлаков описаны самим Ильей Ефимовичем в его мемуарах «Далекое близкое».

Композиция «Бурлаков» далась Репину не сразу. Кроме многочисленных этюдов бурлаков с натуры есть несколько эскизов композиции с различной группировкой фигур, с различным форматом полотна. Молодой художник, хотя и работает с натуры, но ищет типичное, наиболее характерное, творчески обобщает, стремясь как можно выразительнее и убедительнее передать тяжесть труда бурлаков, драматизм положения этих людей, запряженных как скот.

В окончательном варианте картины он останавливается на удлиненном в ширину формате полотна, на котором расположены фигуры бурлаков, идущих вдоль берега. Этим художник достигает две цели: во-первых, возможности показать четко всю ватагу, а фигуры им подобраны одна типичнее, колоритнее, драматичнее другой и, во-вторых, такой растянутостью группировки Репину удается передать медлительность, затрудненность шага бурлаков. Через ритмическое построение бурлаков, то поднимающих головы, то склоняющихся, а также через ритмическую группировку, разбивающую бурлаков на три похожие по построению группы, Репину удается передать размеренность и напряженность движений людей, дать почувствовать зрителю самый характер работы.


<<< Итальянские крестьяне и крестьянки

Воспоминания Репина о работе над картиной >>>

<<<Оглавление>>>