Итальянские крестьяне и крестьянки

В подавляющем большинстве случаев произведения, которые экспонировались на академических выставках, были непонятны и чужды массам. «Итальянские крестьяне и крестьянки, сцены у фонтанов, ослики на римских дворах, кардиналы, капуцины, "варфоломеевские ночи, Ромео и Джульетты, Апеллесы, Цицероны, рыцари, Венеры и вакханки, наконец, всякие сцены из римской, итальянской, французской или немецкой истории» - вот что выставлялось, говорит Стасов, тогдашними русскими художниками. И вот появилась картина «Бурлаки», где прямо, без всяких прикрас, глубоко правдиво была показана ватага бурлаков, оборванных, грязных, с невероятным напряжением тянущих баржу.

Репин не был первым художником, написавшим картину на остросоциальную тему. До него уже появились картины: Перова «Проповедь на селе», «Крестный сельский ход на Пасху», Якоби «Привал арестантов» и др. Но Репин обладал большим художественным талантом и подал тему ярче, выразительнее.

Сюжет возник у Репина во время прогулки под Петербургом в 1868 году. На Неве в воскресный день его внимание остановили две совершенно различные группы; одна из них - пестрый, нарядный «цветник» гулявших барышень и кавалеров, и рядом с ней другая - черные от пота и грязи, оборванные, тянущие баржу бурлаки, у которых одежда превратилась в лохмотья, не различимые уже по цвету. Первоначально Репин, которого такой контраст поразил, хотел противопоставить эти две группы. Но замысел в таком виде остался неосуществленным, на картине это получило бы примитивно-тенденциозный характер.


<<< Путь реалистического искусства

Путешествие и работа над образами бурлаков >>>

<<<Оглавление>>>