Воспоминания Репина о работе над картиной

Этому же способствует и четкий, верный рисунок. Линии согнутых спин, согнутых в коленях ног, вдавленные в песок ступни заставляют ощущать тяжесть бурлацкой лямки. Напряжение передано не только надрывающимися, повисшими на лямках, утирающими пот или шатающимися от усталости фигурами, но и полными силы фигурами двух передних бурлаков. В напряжении тела этих коренастых силачей, в натянутой лямке чувствуется тяжесть ведомой ими баржи. Этому же впечатлению напряжения и жары, изнурившей людей, способствует и красновато-желтый колорит картины. Темные от загара, пота и грязи, одетые в лохмотья, бурлаки почти силуэтно выделяются на фоне широкой белесоватой в блеске солнца Волги и желтого раскаленного песка.

Не случайна одна из деталей картины за бурлаками вдали виден дым парохода. Художник показывает, что существует уже паровая тяга, но груз тянут люди потому, что их труд обходится дешевле. Эту-то жестокую нелепость, невероятную эксплуатацию и подчеркивает художник.

Репин писал своих бурлаков с натуры на Волге, продолжительно изучая типы, образ их жизни, их труд, добивался с упорством возможности написать того бурлака, который ему казался наиболее выразительным, наиболее типичным.

Все это делалось для того, чтобы, правдиво изображая жизнь, убеждать и пропагандировать. Репин разделял взгляд Чернышевского, говорившего, что жизнь богаче и ярче всякой фантазии.

Воспоминания Репина о работе над этой картиной помогают нам полнее вскрыть замысел «Бурлаков», понять причины глубокого интереса художника к своей теме, его упорное желание написать во что бы то ни стало именно тех, кого он наметил.


<<< Путешествие и работа над образами бурлаков

Ярко выраженный русский тип >>>

<<<Оглавление>>>