Но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый, истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего; и, знаете ли, ведь он прав, конечно, я картину эту окончу после, уж слишком много работал над ней. . . жаль бросать. Да, много я передумал после него, и мне кажется, что даже кругозор мой несколько расширился и просветлел».
Ясно, что Репин осознал отсутствие большого содержания в своем произведении.
Необходимо пояснить, что существуют две картины на тему «Крестного хода»: одна «Явленная икона» или «Крестный ход в дубовом лесу» (1877-1889) и другая - «Крестный ход в Курской губернии» (1881 -1883). В существующей искусствоведческой литературе высказано было мнение, что картина на тему крестного хода была задумана в двух различных композициях.
Грабарь пишет о замыслах Репина: «В июне 1881 г. он нарочно едет в Курскую губернию, в знаменитую Коренную пустынь... для освежения своих давних наблюдений. На месте дубового бора в это время были уже обнаженные холмы, усеянные пнями - лес был вырублен. Это дало новую идею для картины, и он решается одновременно писать две на ту же тему: первая должна была изображать крестный ход в прошлом, в старину, вторая - в дни Репина. Старый крестный ход происходит на фоне дубового леса, в обстановке дореформенной, патриархальной России, с соответственно подобранными действующими лицами, несколько старомодными. Второй- крестный ход конца 1870-х годов».
С этими мнениями согласиться нельзя. «Явленная икона» и «Крестный ход в Курской губернии» - два разных произведения, с различным содержанием, возникшие в разное время и по разным причинам.
<<< Период первых встреч с Репиным
<<<Оглавление>>>