Удивляться этому нельзя. Эрудиция Толстого, его страстная убежденность, могучая речь, темперамент захватывали, подавляли, Толстой в период первых встреч с Репиным был не только уже великим писателем земли русской, но и всемирно известным и признанным авторитетом. Сочинения Толстого переводили на все языки мира. Что же удивительного в том, что Репин был им заворожен?
Припоминая посещения Толстым его мастерской, Репин пишет: «В моей мастерской, стоя иногда перед начатой мною картиной, он поражал меня совершенно неожиданными и необыкновенно оригинальными замечаниями самой сути дела; о вещал вдруг всю мою затею новым светом, прибавлял животрепещущие детали в главных местах, и картина чудесно оживлялась. Чувствовался огонь гениального художника.. . Такое же действие производил он и на товарища моего, художника Сурикова, который жил по соседству; встретившись с ним и сообщив друг другу замечания Толстого, мы чуть не лезли на стену от восторга- так он нас подымал!».
Меня так высоко замечания Толстого, преклоняясь перед его авторитетом. Репин стремился выполнить его указания, ответить на требования, предъявлявшиеся им к художественному произведению. Первым результатом влияния Толстого явился отказ Репина от замысла картины «Явленная икона» (или «Крестный ход в дубовом лесу») и создание нового произведения «Крестный ход в Курской губернии».
Как это произошло, выясняется из слов самого художника и других источников. Под свежим впечатлением посещения Толстым его мастерской Репин писал Стасову 17 октября 1880 года: «Ах, Толстой, Толстой! Говорили мы тут о многом, т. е. он говорил, а я слушал да раздумывал, понять старался.. . «Крестный ход» ему очень понравился как картина.
<<<Оглавление>>>