Колористическое решение картины

Кроме того, композиция «Запорожцев» уравновешена и строго ритмична. Вот почему при огромном разнообразии фигур, поз и типов картина не распадается на отдельные куски, а все крепко связано, монолитно, и к тому же композиция красива.

Задний план заполнен синим дымом костров, движущимися вдали фигурами казаков, поднятыми руками, пиками, копьями, что создает впечатление общего возбуждения Сечи и увязывает группу гомонящих там, вдали у костров, с группой хохочущих запорожцев на переднем плане в единое целое. Точно остроты и шутки, грохот смеха прокатываются и туда, вдаль. Колористическое решение картины, сумеречность и синяя с отблеском пламени костров дымка, заволакивающая горизонт, были нужны художнику не только для выражения всеобщего возбуждения, но и для выражения единства и сплоченности запорожцев, чему помогает также композиционное размещение по кругу как фигур, так и цветовых пятен одежд: белого, синего, красного.

Сколько труда, напряжения всех сил, сколько внимания и вкуса требуется от художника, видно из слов самого Репина. 27 августа 1890 года перед близким уже окончанием картины он пишет Е. Н. Званцевой: «. . . все время работал над «Запорожцами». Работал над общей гармонией картины. Какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линия, чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и личностях. Конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины, - это-то есть. Но ведь аксессуары и фон собственно и делают художественное впечатление, чарующее или отталкивающее. .. Работаю иногда просто до упаду...».


<<< Спаянность композиции

Художественный образ запорожской вольницы у Репина >>>

<<<Оглавление>>>