Художественный образ запорожской вольницы у Репина

Художественный образ запорожской вольницы у Репина вышел полным жизненной энергии, веселья, гордого чувства независимости. Репин понимает запорожцев как сплоченную, дружную, братскую общину, ее-то он и воссоздает на картине. Художник хотел показать этими раскатами смеха, что так дружно, так беззаботно весело, так едино могут смеяться только люди, чувствующие себя свободными, люди вольной волюшки, удалой силы.

Если Репин до сих пор остался непревзойденным художником в изображении движущейся процессии в своем «Крестном ходе», то «Запорожцы» могут быть глубоко поучительной картиной для наших советских художников, для которых народная тема близка и является одной из важных и интересных задач. Репин показал, как живо, естественно и зажигательно можно изобразить народ, его чувства и характер.

При создании такого сложного, многофигурного произведения Репин преодолевал немалые трудности. Так, уже приближаясь к завершению своего труда, он писал А. В. Жиркевичу в ноябре 1890 года: «Запорожцев» я еще не кончил. Какая трудная вещь - кончить картину! Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии! . . Конца не предвижу: туго идет. Совсем на время картину закрыл».

Всегда непосредственные высказывания Репина в письмах о его душевных переживаниях дают ощутить живого человека, творца, с его исканиями, муками неудовлетворенности и радостями творческих удач. А ведь за картиной мы далеко не всегда видим художника.


<<< Колористическое решение картины

Непосредственные высказывания Репина >>>

<<<Оглавление>>>