Спаянность композиции

Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины!.. Чего тут только не было! Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся - великолепная фигура, все не удовлетворяло, пока я не остановился на этой дюжей простой спине, мне она понравилась и с ней я уже быстро привел всю картину в полную гармонию. .. я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо прибавлять не убавлять ни одного штриха».

Это убеждение художника - великого мастера - заставляет нас особенно внимательно вглядеться в его творческие приемы. Сравнивая последнюю редакцию «Запорожцев» (1891) с предыдущим вариантом, написанным раньше, но подписанным в дальнейшем 1893 годом, видишь, как упорно искал Репин верного художественного решения, не жалея своих трудов, менял отдельные фигуры и их размещение, изменял соотношение фона и переднего плана. В конечном итоге он сделал фигуру писаря центральной опорной точкой композиционного круга, по котором) в два ряда разместил диктующих письмо запорожцев и, таким образом, акцентировал основной момент содержания картины. Он замкнул круг, введя в центре переднего плана фигуру развалившегося на бочке казака с бритой головой, повернувшегося к зрителю спиной и затылком. Живопись этой головы поражает силой лепки объема, она как бы выступает из плоскости холста. В законченной картине фигур стало больше, и они раздвинуты шире, размещены свободнее. Но это не нарушает крепкую спаянность композиции. Внимание сосредоточено на происходящем. Вместе с тем в последнем варианте Репин слил в единое целое передний и задний план, изменив содержание фона, что привело к выражению настроения всей Сечи.


<<< Легкие ружья в драгоценной инкрустированной оправе

Колористическое решение картины >>>

<<<Оглавление>>>