Искусство Средних Веков. Византийское Искусство. Истоки.

В 330 году на месте древнегреческого поселения «Византия» была основана новая столица Римской империи. По имени правившего тогда императора она была названа Константинополем. В 395 году империя распалась на Западную и Восточную половины. Кризис рабовладельческого общества в этот период сопровождался варварскими завоеваниями, которые в меньшей мере коснулись восточных провинций, чем западных.
Сложение византийского искусства происходило в тех областях Восточной Римской империи, где античное, греко-эллинистическое искусство издавна соприкасалось с древней художественной традицией культур Переднего Востока. В новой столице империи — Константинополе — в 4—5 веках сосредоточились многочисленные античные памятники, привезенные из различных древних центров. Здесь сливались элементы художественных культур разных народов, постепенно вырабатывались новые формы искусства. Сам облик города с его обширными площадями, украшенными триумфальными колоннами, увенчанными статуями императоров, с акведуками, доставлявшими пресную воду из далеких источников, цистернами и термами напоминал античный Рим. Город был опоясан сложной системой оборонительных сооружений, возведенных в начале 5 века и состоявших из двойного ряда стен и глубокого рва, с многочисленными башнями и несколькими воротами гражданского или военного назначения.
Столь же живы были античные традиции и в крупных центрах восточных провинций, таких, как Александрия и Антиохия. Недавно раскрытые в Антиохии мозаичные полы 5—6 веков как по содержанию, так и по форме во многом воспроизводят старые образцы; ряд моментов сближает их одновременно с сасанидским искусством. В небольших провинциальных городах, а также на периферии в тех же восточных областях развивались и местные художественные культуры.
Новые формы искусства проявились уже в живописи римских катакомб. Такого же рода стенные росписи встречались и в странах Переднего Востока.
Таковы, например, получившие широкую известность храмы, посвященные различным культам в Дура-Эвропос на Евфрате, погребальные склепы в Пальмире и другие. Открытые в погребениях фаюмского оазиса позднеэллинистические портреты на досках, выполненные в технике восковой, так называемой энкаустической, живописи (фаюмские портреты), тесно связаны по технике, а в некоторой части и по формам с ранними византийскими иконами.
В 4—6 веках ряд областей Переднего Востока становится центром создания новой христианской иконографии, причем эта иконография выступает в двух проявлениях: в одних произведениях отчетливо обнаруживаются традиции греко-эллинистического искусства, в других, созданных в монастырях и иных христианских центрах Сирии и Палестины, — традиции искусства сирийского.
В этот же период в христианском искусстве восточных провинций выявляются течения, представляющие своеобразную оппозицию искусству господствующей церкви.
Таким образом, византийское искусство возникло на очень сложной основе. Оно было многообразным и в дальнейшем развитии, ибо памятники его создавались в самых различных по своей художественной культуре областях, более или менее длительно входивших в состав непрерывно менявшей свои границы империи.
Начиная с 4 и 5 веков провинции Византии подвергаются постепенно усиливающемуся воздействию художественной культуры варваров, которое можно проследить в искусстве Константинополя, Греции, а также Италии. В Сирии и и Малой Азии особенно заметны взаимосвязи с сасанидским искусством, а позднее с культурой, созданной восточными народами при арабах.

<<< Искусство Средних Веков. Введение.

Искусство Средних Веков. Византийское Искусство в 5—7 веках. >>>

Иллюстрации к разделу >>>