В конкретных исторических условиях феодальные отношения приобретали специфические особенности, отличавшие, например, феодализм европейский от феодализма восточного. Однако всюду характерными признаками феодального способа производства остаются феодальная собственность на землю, возникшее на этой основе крепостное право и наличие наряду с крупной феодальной собственностью мелкой собственности основных производителей — крестьян и ремесленников. В сравнении с родовым и рабовладельческим строем феодальные общественные отношения были значительным шагом вперед. Основной производитель имел известную заинтересованность в результатах своего труда, и это открывало возможности для роста производительности труда, а тем самым и для более успешного развития производительных сил.
Периодизация истории средних веков основана на учении классиков марксизма-ленинизма об общественно-экономических формациях. С этих позиций историю средневековья делят на три периода: раннее средневековье — период становления феодальных отношений; классическое средневековье — эпоха развитого феодализма и, наконец, позднее средневековье — период постепенного упадка феодализма и зарождения капитализма. Хронологические рамки этих периодов у разных народов различны. Для Европы раннее средневековье—это время с середины 5 века до 10 века (включительно), период развитого феодализма охватывает 11—15 века, и позднее средневековье приходится на 16—17 века (до английской буржуазной революции серед. 17 в.). В Китае и Индии феодальные отношения складываются уже в 3 веке, в странах Передней и Средней Азии расцвет феодализма начинается в 9 веке. С другой стороны, на Востоке, в рееультате европейского колониализма феодализм принял застойный характер и в ряде стран сохранился вплоть до начала 19 века.
В истории мировой культуры средние века оставили свой неповторимый след, обогатив человечество новыми материальными и духовными ценностями. В сравнении с античностью культура средних веков отличалась большим многообразием и широтой масштабов. Одновременно существовало несколько весьма различных, но одинаково мощных центров культурного развития, таких, как Западная Европа, Византия, Киевская Русь, Иран, Индия, Китай. Общей характерной чертой духовной жизни феодального общества было господство религии в области идеологии. Различные религиозные учения — буддизм, христианство, ислам и их церковные организации выполняли одинаковую функцию — укрепляли господство феодалов над народом и являлись «наивысшим обобщением и санкцией существующего феодального строя» . Огромная роль религии в общественной жизни средневековых государств обусловила и сильнейшее влияние ее на культуру и искусство. В Западной и Восточной Европе и в Византии христианская церковь подчинила себе школу, превратила философию в служанку богословия, заставила служить церкви искусство и науку. Этим в значительной степени объясняется преимущественно религиозный характер средневековой философии, литературы и искусства этих стран, а также замедленное развитие естественных и точных наук. Это же привело и к господству аскетических идеалов в искусстве, к выражению в нем прежде всего духовного начала, что так резко отличает памятники средневекового искусства от памятников классической древности. Вместе с тем наряду с церковной и светской культурой феодалов жила и развивалась народная культура, находившая выражение в народном эпосе, сказаниях, песнях, в самобытном и ярком прикладном искусстве и других областях творчества. Народное творчество служило основой лучших произведений средневекового искусства и литературы. На всем протяжении своего развития культура феодального мира складывалась в борьбе прогрессивных и реакционных сил. В период, когда началось разложение феодального строя, вместе с первыми ростками капитализма возникает и новое мировоззрение — гуманизм, послужившее основой жизнеутверждающей культуры Возрождения.
Искусство стран Востока приобретает свою специфику благодаря особенностям местных условий и характеру восточных религий (ислам, буддизм). На Ближнем и Среднем Востоке (арабские страны, Иран, Афганистан, Турция), где господствовала религия ислама, налагавшая запрет на изображение живых существ, наблюдается постепенное исчезновение фигурных изображений. Отсутствие религиозной тематики сильно ограничивает сферу распространения живописи и скульптуры. Зато светские сюжеты, в особенности в книжной миниатюре, получают здесь значительно большее развитие, чем в Европе. В Индии, Китае, Корее и Японии, где был распространен буддизм, напротив, изобразительное искусство — монументальная скульптура и живопись — было в средние века теснейшим образом связано с культом.
Основные этапы развития средневекового искусства соответствуют исторической периодизации. Однако в отношении европейского искусства термин «средневековье» применяется только к искусству раннего и классического средневековья. Поскольку в период разложения феодального строя и зарождения капитализма наблюдается отход от средневековых эстетических норм и проявляются новые, враждебные феодальной культуре тенденции, искусство этого времени рассматривается как самостоятельный этап в истории западноевропейской художественной культуры. Этот этап получил название «Возрождение».
Настоящий том посвящен искусству стран Европы и Азии в эпоху феодализма. Он включает историю средневекового искусства Византии, Западной Европы и стран Востока, а также историю искусства Возрождения. Главам об Индии и Китае предпосланы краткие очерки искусства этих стран в рабовладельческий период, поскольку оно не рассматривалось в первом томе.
<<< Античные города Северного Причерноморья. (7 в. до н. э.—3 в. н. э.)
Искусство Средних Веков. Византийское Искусство. Истоки. >>>