Греческие государства были заинтересованы в развитии колоний, так как оттуда шли столь необходимые грекам рабы, хлеб, рыба, кожа. Греческие причерноморские города были тесно связаны не только с метрополией, но и с местными племенами — со скифами и позже с сарматами. Это во многом обусловило своеобразие развития культуры и искусства колоний. В развитии искусства причерноморских городов можно наметить два исторических этапа: первый от архаического периода до 1—2 вв. до н. э. и второй с 1 в. до н. э. по 3 в. н. э. В первом преобладает греческий художественный стиль, во втором господствует местный стиль, сложившийся во взаимодействии античных и скифо-сарматских элементов.
В 6—2 вв. до н. э. в причерноморские колонии ввозились из разных греческих центров в огромном количестве расписные вазы. В Ольвии и в городах Боспорского царства были найдены при археологических раскопках множество ваз ориентализирующего стиля из Коринфа, Родоса и Хиоса, чернофигурных и краснофигурных ваз из Аттики, а также керамика из эллинистических центров. Кроме ваз, импортировались терракотовые статуэтки, бронзовые изделия, мраморная скульптура.
Если в первые века существования причерноморских городов художественные произведения были преимущественно привозными, то скоро там стали создаваться свои мастерские керамистов, коропластов, торевтов, ювелиров, резчиков по дереву. Появляются и свои живописцы.
К концу 5-го - началу 4 в. до н. э. относятся замечательные произведения живописи: монументальная роспись подкурганного склепа на Таманском полуострове «Большая Близница» и роспись на деревянных досках саркофага из кургана Куль-Оба близ Керчи. Местные скульптурные мастерские начинают интенсивно работать только в эллинистическое и римское время. В районе причерноморских городов нет ни мрамора, ни другого хорошего камня для скульптуры; местный камень известняк не красив и не пластичен, и поэтому в 6—2 вв. до н. э. жители Ольвии, босфорских городов, Херсонеса предпочитают ввозить скульптуру из Греции и островов Эгейского моря. Среди привозных произведений следует назвать такие замечательные образцы скульптуры, как, например, стела с изображением атлета и скифа (Херсонский музей), голова богини из Ольвии 5 в. до н. э, статуя так называемого «Боспорского царя» 4 в.. до н. э., статуя Диониса 4 в. до н. э. (Санкт-Петрбург, Эрмитаж) и многие другие.
С 3—2 вв. до н. э. появляется скульптура местной работы, например, гермы Геракла и Диониса из Пантикапея (Санкт-Петрбург, Эрмитаж), многочисленные надгробные стелы с рельефами. Особенно много местных скульптурных произведений падает на 1 в. до н. э. и первые века нашей эры. Это главным образом стелы из Боспора и Херсонеса, на которых можно последовательно проследить развитие местного художественного стиля.
Греческие метрополии, особенно Афины, были весьма заинтересованы в широком обмене с причерноморскими городами и поставляли туда много первоклассных художественных товаров. Кроме скульптуры, следует особо отметить такие шедевры, как например, золотые подвески с изображением Афины Парфенос в медальоне (курган Куль-Оба), фигурные аттические сосуды в виде сфинкса, Афродиты в раковине — 4 в. до н. э. из погребения в Фанагории, редчайшие вазы с рельефными украшениями работы афинского мастера Ксенофанта,. гидрия с композицией, повторяющей центральную группу западного фронтона Парфенона, гравированные пластинки слоновой кости и многие замечательные-краснофигурные вазы (Санкт-Петрбург, Эрмитаж).
Местные художники достигли особенного мастерства в торевтике и в резьбе-по дереву (украшении саркофагов). Они исполняли заказы не только жителей причерноморских городов, но и скифов. Таковы, например, всемирно известная электровая чаша из кургана Куль-Оба, золотой гребень с пластическими изображениями скифов и серебряные сосуды из кургана Солоха, серебряная амфора Чертомлыцкого кургана и многие другие произведения. Хотя на вазах из Куль-Обы и Чертомлыка изображены скифы, причем переданы с большим знанием скифской жизни, но художественный стиль этих произведений чисто греческий, классический.
Архитектура городов Причерноморья носит античный характер с некоторыми местными отклонениями. Прочно вошли в строительство греческие ордера.
Высокими архитектурными достоинствами отличаются боспорские склепы 4 в. до н. э., сложенные из камня по системе ложного свода (курганы: «Большая Близница», Царский). Чрезвычайно интересны пантикапейские склепы 1—2 вв. н. э., вырезанные в грунте или построенные из камня и покрытые росписью. В стенных росписях особенно часто встречается образ Деметры — богини земледелия. Одно из таких изображений (в склепе Деметры в Пантикапее — Керчи), относящееся к 1 в. н. э., имеет много общего с росписями Пальмиры.
Отличительными особенностями боспорских росписей 1—2 вв. н. э. являются плоскостность, линеарность, преобладание локальных тонов, статичность фигур, невыразительность лиц, пренебрежение к пластической анатомии.
Начиная с 1 в. до н. э. и особенно в первые века н. э. Рим активно вмешивался в жизнь причерноморских городов. Римские гарнизоны стояли в Ольвии и Херсонесе и в ряде других пунктов Крыма. Это обусловило появление наряду с памятниками местного стиля — чисто античных произведений, уже довольно редких в этот период. Таковы, например, превосходные мраморные рельефы — части саркофагов из Херсонеса. Римская строительная техника также нашла свое место в архитектуре Причерноморья, например полуциркульные своды в склепе Ольвии, в склепе Деметры в Пантикапее. Показательна в этом плане также кладка оборонительных стен и башен в Херсонесе.
Культура и искусство античных городов Причерноморья хорошо и полно разработаны советской наукой. Много исследователей посвятили свои работы эволюции художественной жизни Причерноморья, изучению работ местных мастеров. Можно сказать, что без знания боспорской живописи, ювелирного дела, резьбы по дереву, мы не имели бы полного представления о всех сторонах развития античного искусства.
<<< Искусство Северного Причерноморья Античной Эпохи. Искусство скифов (7 в. до н. э.—3 в. н. э.)