Античное Искусство. Изобразительное искусство Греции 5 в. до н. э.

История изобразительного искусства 5 в. до н. э. раскрывается перед нами на многочисленных подлинниках мраморной и бронзовой скульптуры, на римских мраморных копиях с бронзовых греческих оригиналов, на греческих расписных вазах, бронзовых и терракотовых статуэтках. Живопись монументальная и станковая известна лишь по литературным источникам и повторениям в живописи Помпеи и Геркуланума.
В мраморе исполнялись скульптурные украшения храмов — фронтоны, метопы, фризы, посвятительные и надгробные рельефы и такие статуи, которые изображали либо фигуру в длинной одежде, либо прямо стоящую с опущенными руками обнаженную фигуру. Изваять в мраморе обнаженную фигуру с опорой на одну ногу со свободно отставленной другой, не говоря уже об изображении какого-либо движения, без особой подпорки было очень трудно. Только бронза позволила греческим скульпторам придавать фигуре любое положение. Поэтому бронза в 5 в. до н. э. стала главным материалом, в котором работали все великие греческие ваятели.
Главной задачей прогрессивного искусства 5 в. до н. э. было правдивое изображение человека — сильного, энергичного и, вместе с тем, полного достоинства и равновесия душевных сил; надо было показать бойца и победителя, свободного гражданина, осознавшего превосходство своего строя и культуры над старыми культурами Востока и варварским миром.
Эти задачи требовали развития реалистической формы, совершенного знания пластической анатомии, умения передать любое движение, выразительный жест. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, имел некоторые внешние черты, близкие к искусству Востока. Для архаического искусства характерны: статичность, торжественность, декоративность в трактовке одежды, локонов волос и бороды, в рисунке глаз. В искусстве 5 в. до н. э. создается новый идеал красоты, который существовал и в следующие столетия, изменяясь лишь в частностях. Уже к 470 г. до н. э. мы видим, как в ведущих центрах греческого искусства складывается определенный тип лица: продолговатый, но округлый овал, прямая переносица, прямая линия лба и носа, плавная дуга бровей, выступающая над миндалевидной формы глазом, губы, довольно пухлые, красивого рисунка, без улыбки; общее выражение лица спокойное и серьезное. Волосы трактованы мягкими волнистыми прядями, обрисовывающими форму черепа; складки одежды теперь становятся «эхом тела».
В первое десятилетие 5 в. до н. э. в греческом искусстве усиливается борьба нового стиля с пережитками старого, архаического, уже не отвечавшего новым требованиям.
Храм Афины-Афайи на острове Эгине. Памятником переходной эпохи являются фронтонные группы храма Афины-Афайи на острове Эгине, близ Аттики, сооруженного после 490 г. до н. э., т. е. после Марафонской битвы. Храм представлял собой величественный дорический периптер, от которого теперь остались лишь стилобат и пятнадцать колонн с частью антаблемента.
Фронтонные группы (всего сохранилось 15 фигур) изображали сцены борьбы греков с троянцами. Центр обоих фронтонов занимали фигуры Афины, выполненные еще в архаическом стиле; по сторонам богини симметрично расположены фигуры воинов.
Фигуры реставрированы скульптором Торвальдсеном, хранятся в Мюнхене.
Это наиболее реалистическое, из всех предыдущих, решение композиции. Здесь соблюден принцип одномасштабности фигур. Выделяется лишь богиня. В зависимости от места в треугольнике фигурам придана та или иная поза: они изображены стоящими, коленопреклоненными и по углам лежащими. Эгинские мастера славились работой в бронзе и свои навыки в этом материале перенесли на мрамор фронтонов, обработав каждую фигуру как круглую статую.
Критий и Несиот. Мастерами, которые еще дальше отошли от старого стиля, были Критий и Несиот — создатели знаменитой группы тираноубийц. Памятник героям-патриотам Гармодию и Аристогитону, убившим афинского тирана Гиппарха, воздвигнутый на склоне Афинского ареопага в 510 г. до н. э., был увезен в 480 г. до н. э. персами. После изгнания врагов из Аттики афиняне сразу же заказали новую группу Критию и Несиоту (римская копия в Неаполе, в Национальном музее). Нельзя точно сказать, насколько эти художники повторили старое композиционное расположение фигур, но ясно что они внесли в свое произведение совершенно иной дух, несмотря на наличие некоторых черт архаики, проявившихся в декоративной трактовке волос, в условной улыбке.
Новое обнаруживается и в пропорциях. Несколько удлиненные фигуры с массивным корпусом показаны в энергичном движении. Мускулатура обнаженных тел героев пролеплена несколько обобщенно, но очень точно, с ясным пониманием натуры.
Пифагор Регийский. Огромный вклад в развитие реалистического искусства внес греческий скульптор Пифагор (480—450 гг. до н. э.). Он был родом с острова Самоса, но работал на юге Италии в городе Регие, откуда и прозвище мастера «Регийский». Его бронзовые статуи преимущественно изображали атлетов и стояли в Олимпии и Дельфах.
Пифагор — смелый новатор в области композиции. Трехмерность построения — одно из самых важных его достижений, и он этим пользуется для создания фигуры гибкой и подвижной. Он мастерски умеет схватить и зафиксировать момент перехода от статики к движению. Такова его ранняя работа «Бегун на старте» (бронзовая статуэтка, римская копия в Тюбингене).
Исследователь творчества Пифагора О. Ф. Вальдгауер пишет, что фигура как бы содержит в себе два движения: нижняя часть тела стоит в первоначальной позе, верхней же придано то положение, в котором нижняя будет находиться через мгновение.
Хиазм (перекрестное движение), расположение плеч, корпуса бедер в разных плоскостях — излюбленные приемы Пифагора. Он пользуется ими во всех своих произведениях, например «Раненый Филоктет» или «Мальчик, вынимающий занозу».
Вазовая роспись. Замечательным художественным явлением в первые десятилетия 5 в. до н. э. остаются аттические краснофигурные вазы.
В Афинах существовали в это время мастерские Эвфрония — мастера, работавшего еще в 6 в. до н. э., Гиерона, Клеофрада, Бригоса, Пистоксена и многих других. Вазы, выходящие из этих мастерских, подписывались, как правило, именем владельца, а часто и именем художника.
Художники вазовой росписи начала 5 в. до н. э. постепенно добиваются более правильного изображения человеческой фигуры в ракурсе.
Наряду с краснофигурной техникой получают в 5 в. до н. э. широкое распространение сосуды с белой плотной обмазкой, на которую лаком наносится рисунок. Белый фон давал возможность писать не только черным лаком и темным пурпуром, но и желтой, коричневой, красной и даже синей красками, что позволяло мастеру вазовой росписи ближе всего подойти к колориту монументальной и станковой живописи. Примером такой техники может служить фрагмент чаши из мастерской Пистоксена (около 480 г. до н. э.). На чаше была изображена сцена убийства Орфея фракиянкой.
Живопись. Полигнот. Греческое искусство второй четверти 5 в. до н. э. формировалось под влиянием величайшего греческого живописца Полигнота, выразившего с поразительной художественной силой в грандиозных композициях пафос греческих побед. Его монументальные росписи в храмах и общественных зданиях Дельф и Афин утрачены безвозвратно, но сохранившиеся подробные античные описания его картин, художественные произведения, созданные под его влиянием, позволяют определить характер творчества этого мастера. Будучи родом с острова Фасоса, он работал между 470 и 440 гг. до н. э. во многих городах. В Афинах он получил за свои росписи права афинского гражданства. В Дельфах Полигнот расписал Лесху книдян (общественное здание). Описание картин «Разрушенный Илион» и «Одиссей в Аиде» сохранил нам Павсаний. Художник сделал смелую попытку передать мимику лица, показать переживания героев, охарактеризовать возраст человека. Фигуры у него объединены не только действием, но и общим настроением. Он ввел в картину пейзаж. Но основная самая большая его заслуга — новое решение многофигурной композиции. Он размещал фигуры на разных уровнях плоскости картины, как бы на склоне горы. Некоторые фигуры были частично скрыты возвышением почвы, что тоже было новостью в греческом искусстве.
Композиционные приемы Полигнота, разнообразие положений отдельных фигур стали неисчерпаемым источником для следующих поколений художников.
Письменные источники указывают, что Полигнот пользовался четырьмя красками: черной, белой, желтой, красной. Из них можно было составить множество тонов. Но живопись Полигнота скорее можно назвать «монументальным раскрашенным рисунком».
Стиль его произведений был возвышенный, и Аристотель особенно подчеркивал высокую идейность произведений Полигнота.
Наиболее ясное понятие о композиционном новшестве Полигнота дает роспись на краснофигурном кратере из Орвьето работы неизвестного художника, получившего название в науке «Мастер Ниобид» (Париж, Лувр).
На одной стороне кратера изображена сцена избиения детей Ниобы Аполлоном и Артемидой, а на другой — посещение Гераклом подземного царства.
Храм Зевса в Олимпии. Близко по времени и по стилю к Полигноту стоят скульптуры, украшавшие храм Зевса в Олимпии. Метопы и фронтоны этого храма могут считаться самой значительной монументальной скульптурой второй четверти 5 в. до н. э. Храм был выстроен из известняка, лишь карниз и скульптура были выполнены из паросского мрамора. Метопы наружного фриза украшены бронзовыми позолоченными щитами, а двенадцать метоп над входом в пронаос и опистодом были с рельефами, изображавшими подвиги Геракла. Большинство метоп хранится в Олимпии, в музее. В метопах не соблюдено одинаковое количество действующих лиц. Разнообразны они по своему пластическому решению. На них чередовались группы в энергичном движении (например, Геракл и критский бык) и группы из фигур в спокойном состоянии (например, Геракл и Афина).
На восточном фронтоне рассказан миф о приготовлениях к состязанию Пелопса и Эномая, положившему начало знаменитым Олимпийским состязаниям.
На западном фронтоне показана битва лапифов и кентавров на свадьбе Перифоя (скульптуры фронтонов в Олимпии, в музее). Необузданная дикая сила кентавров, энергичность и стремительность бойцов, сильные движения защищающихся женщин, ожесточение и боль на лицах, разорванные одежды придают всей сцене жизненную убедительность.
Скульптуры Олимпийского храма отличаются замечательными и своеобразными пластическими достоинствами: обобщенной сильной лепкой, выделением основных главных мускулов, характеризующих движение фигуры, лаконичностью и четкой графичностью складок одежды (наиболее пластично выполнен плащ Зевса, расположенного в центре восточного фронтона). На многих фигурах волосы трактованы общей массой, отдельные пряди были даны раскраской. Особенно следует отметить строгую плавность контура каждой фигуры, очерченной скупой, но ясной выразительной линией


Восточный фронтон храма Зевса в Олимпии. Реконструкция


Западный фронтон храма Зевса в Олимпии. Реконструкция

Метопы и фронтоны исполнены руками разных мастеров, придерживавшихся в своем творчестве разных традиций. Но в то же время композиция фронтонов и метоп говорит о едином замысле. Павсаний называет творцами олимпийских фронтонов Пэония и Алкамена, но произведения этих мастеров, известные нам, резко отличаются по стилю от фронтонов. Имена творцов скульптур храма Зевса пока еще остаются неизвестными.
По сравнению с эгинскими фронтонами олимпийские представляют дальнейший этап в развитии фронтонной композиции.
Мирон. Около середины 5 в. до н. э. работал выдающийся греческий скульптор Мирон родом из Элевфер в Беотии. Вся деятельность же его протекала в Афинах. Мирон, творчество которого известно нам только по римским копиям, работал в бронзе и был мастером круглой пластики. Скульптор великолепно владел пластической анатомией и свободно передавал сложные движения. В Дискоболе (Дискобол описан очень точно Лукианом (2 в. до н. э.) и был узнан в 19 в. по многим римским повторениям, наилучшие из которых дали основание для реконструкции утраченного оригинала) Мирон выбрал смелый художественный мотив — кратчайшую остановку между двумя сильными движениями. При сильном напряжении всего тела лицо юноши поражает своим совершенным спокойствием. Передача мимики лица, соответствующей напряжению тела, могла бы исказить красоту атлета, образ которого воплощает свободного, прекрасного и доблестного греческого гражданина. Композиционное построение решено художником несколько плоскостно, как бы в виде рельефа, но все-таки каждая сторона статуи полно раскрывает замысел автора.
Другим замечательным произведением Мирона является группа «Афина и Марсий», некогда стоявшая на Афинском Акрополе. Группа сохранилась лишь в мраморных копиях (мраморная копия Афины хранится в музее во Франкфурте-на-Майне, Марсия — в Риме). В этой группе Мирон предстает перед нами как мастер ярких и острых характеристик. Лесной демон с звероподобным лицом, резкими жестами противопоставлен юной, но выдержанной Афине.
Фидий. В художественной жизни времени Перикла центральное место занимал аттический скульптор Фидий.
Огромное значение этого величайшего греческого художника подчеркивают многие античные авторы. Его именем теперь называют целый период истории искусства — период расцвета классического стиля 5 в. до н. э. Фидий родился около 500—490 гг. до н. э. и умер около 431 г. до н. э. Его учителями считаются скульптор Гегий и живописец Полигнот. Фидий воплотил в своих произведениях высокие идеи гражданственности, создал образы, полные жизни и красоты, образы, прославляющие свободного грека, его человеческое достоинство и высокую духовную культуру.
Самыми знаменитыми в древности считались его колоссальные статуи: Афина Парфенос в Парфеноне и Зевс в Олимпийском храме, выполненные в хризоэлефантинной технике, а также Афина Промахос из бронзы, стоявшая на площади Афинского Акрополя. Эти произведения ныне безвозвратно утрачены, и лишь литературные описания и римские копии дают слабое представление о былом великолепии прославленных скульптур.
Для строящегося нового храма Афины — Парфенона — Фидий в 438 г. до н. э. окончил двенадцатиметровую статую богини Парфенос. Основу статуи составляла деревянная, очень тщательно вырезанная фигура, на лицо и обнаженные части тела которой были наложены тонкие пластинки слоновой кости; одежда и вооружение были выполнены из золота, которого пошло на это около 2000 кг. Все золотые части были съемные, и каждые четыре года проверялся их вес, так как одежда богини представляла собой золотой фонд государства. Бледное воспоминание об Афине Парфенос сохранилось в небольшой мраморной копии 2 в. н. э., найденной близ Афин в Варвакионе (Афины, Национальный музей). Голова статуи повторена в знаменитых золотых медальонах 5—4 вв. до н. э. из Куль-Обы (близ Керчи).
На щите Афины были прочеканены с наружной стороны сцены амазономахии, а с внутренней изображена гигантомахия. Мраморный фрагмент хранящейся в Британском музее копии со щита Парфенос показывает, что в расположении, фигур Фидий следовал композиционному приему Полигнота.
Статуя Зевса в Олимпии (высота около 14 м), превосходившая в древности славу Парфенос, изображала верховное греческое божество сидящим на троне с Никой на руке. Огромный пьедестал был также богато украшен рельефами и живописью.
Афина Промахос (высота около 9 л«) в шлеме с копьем, позолоченный кончик которого был виден с моря, возвышалась на площади Акрополя как воплощение военной мощи Афин.
Меньшего масштаба бронзовая статуя Афины, так называемая Лемниянка, сохранилась в нескольких римских копиях, лучшие из которых хранятся в Дрездене (торс) и в Болонье (голова). Здесь Фидий изобразил «мирную» Афину, держащую свой шлем в руке.
Фидий участвовал в конкурсе на статую амазонки для Эфеса вместе с Поликлетом, Кресилаем и Фрадмоном; из трех сохранившихся римских копий одна может быть приписана Фидию. Амазонка, опираясь на копье, как бы собиралась вскочить на коня (копия в вилле Адриана в Тиволи).
Античные литературные свидетельства называют Фидия руководителем работ над созданием скульптурного убранства Парфенона.
Скульптуры Парфенона. В современной науке существует мнение, что Фидий не мог принимать участия в этой работе, так как художественная форма фриза и особенно фронтонов Парфенона значительно отличается от Афины Парфенос. Однако мы должны учитывать, что знаем о Парфенос по копии и что другая римская копия — Лемниянка — имеет очень много общего с фризом. Все скульптуры Парфенона, в особенности фриз и фронтоны, ясно говорят о едином замысле, хотя над ними работало много мастеров. Однако одного творца композиций мы не можем не признать. Все античные авторы, писавшие о Зевсе Олимпийском и Парфенос Фидия, характеризуют огромное мастерство их исполнения, силу производимого ими впечатления и называют Фидия величайшим греческим скульптором. Пока нет еще новых письменных документов, называющих другое имя художника — руководителя работ в Парфеноне, и мы считаем возможным утверждать таковым Фидия.
Самыми первыми в процессе строительства Парфенона должны были быть готовы метопы, с них и начались скульптурные работы, в которых участвовало много мастеров из разных мест Греции, принесших в мастерские, устроенные на Акрополе, свои художественные навыки. Девяносто две метопы были исполнены в период между 447—442 гг. до н. э. На каждой стороне храма метопы были посвящены особой теме: на востоке—гигантомахии, на западе—амазономахии, на севере — битве греков и троянцев, на юге — кентавромахии (эти метопы в Лондоне, в Британском музее).
Фриз с изображением двенадцати олимпийских богов и панафинейского шествия имел длину около 160 м и был помещен над входом в пронаос, опистодом и на продольных стенах целлы на высоте 12 м (Лондон, Британский музей; Париж, Лувр).
Если метопы выполнены в очень высоком рельефе, местами фигуры только несколькими точками касаются фона, то фриз исполнен в очень низком рельефе, но с богатой живописной моделировкой обнаженного тела и одежд. Хотя не весь фриз уцелел, но можно рассчитать, что здесь было изображено больше 350 человеческих фигур и около 250 животных: коней, жертвенных быков и овец.
Приготовление к шествию и начало его находились на юго-западном углу фриза, далее шествие разворачивалось по западной стороне и заполняло северную и южную стороны. На восточной стороне идущих в голове процессии девушек встречали старейшины города.
Самый центр восточной стороны занимали жрец и жрица храма и прислужники, принимающие подарок для богини — пеплос. По обе стороны от жрецов размещались две группы сидящих богов.
По сравнению с метопами фриз представляет дальнейший шаг в развитии реализма. Об этом свидетельствуют свобода в движениях, пластичная трактовка одежд, которые не только выявляют формы тела, но и способствуют выразительности движения (например, развевающиеся плащи), передача глубины пространства. Все это делает фриз ярчайшим произведением эпохи расцвета классического искусства.
Главным скульптурным украшением Парфенона были фронтоны. На восточном была изображена сцена рождения Афины из головы Зевса в присутствии Олимпийских богов. На западном — спор Афины с Посейдоном из-за господства в Аттике.
От многофигурных композиций осталось несколько сильно поврежденных фигур, каждая из которых представляет собой круглую скульптуру, тщательно обработанную со всех сторон.


Восточный фронтон Парфенона. Гелиос, Дионис, Деметра, Кора, Геба


Восточный фронтон Парфенона. Богини и Селена

Центр западного фронтона можно теперь представить по анонимному (неизвестный художник участвовал в путешествии французского посла в 1674 году, раньше рисунок приписывался художнику Каррею) рисунку 1674 г. и по найденной на Боспоре аттической краснофигурной вазе с рельефными фигурами Афины и Посейдона (Ленинград, Эрмитаж). Центральную часть восточного восстанавливают по рельефам более позднего времени. Повторение центральной группы Зевса, сидящего на троне, и только что рожденной Афины можно усмотреть в рельефе римского времени, украшавшем обрамление фонтана (ныне в Мадриде). Крылья западного фронтона более пострадали, чем восточного, где сохранились все угловые фигуры. Часть фронтонных фигур находится на месте, часть, как и фриз, в Британском музее (привезены туда в 1800 г. Эльджином).
Фронтоны Парфенона являются вершиной композиционного решения многофигурной группы. Глубокий по содержанию сюжет выражен совершенными художественными средствами, яркой характеристикой образов. Отличительная особенность этого ансамбля — поразительная гармония скульптуры с архитектурным образом. Центр обоих фронтонов занят главными действующими лицами: Зевсом и Афиной, Посейдоном и Афиной, между ними была помещена на восточном фронтоне небольшая фигурка Ники и на западном — масличное дерево, дарованное богиней жителям Аттики.
Большую роль играла и раскраска фигур, цветовые пятна довершали равновесие сторон. Впервые во фронтонных композициях смело показывали рядом с целыми фигурами и полуфигуры. Так, Гелиос был изображен погруженным по грудь в волны. Селена была видна лишь до пояса. На колесницу указывали лишь головы коней. Такой прием идет от живописи Полигнота и говорит о тесной взаимосвязи двух родов искусства.
Скульптура Парфенона сделалась неисчерпаемой сокровищницей образов, композиционных приемов, художественных мотивов для многих поколений греческих мастеров пластики, живописи, вазовой росписи, терракотовых статуэток и даже ювелирных украшений.
Кресилай, Поликлет. Современниками Фидия были знаменитые в античности скульпторы Кресилай и Поликлет, произведения которых известны нам в римских копиях. Кресилай родом из Кидонии на Крите работал в Афинах. Его амазонка выполнена на конкурс и изображала раненную в бок юную воительницу, прижимающую рукой рану. Фигура близка по стилю к фризу Парфенона.
Известным произведением Кресилая является портрет Перикла в шлеме (Лондон, Британский музей). Это один из наиболее ранних греческих портретов. Характерные индивидуальные черты великого государственного деятеля всецело подчинены идеалу красоты, а лицо Перикла чрезвычайно похоже на лица бородатых афинян на фризе Парфенона — это тот же обобщенный тип прекрасного доблестного грека.
Ярчайшим представителем Пелопоннесской школы 5 в. до н. э. был Поликлет родом из Сикиона. Деятельность его протекала в Аргосе, работы его находились во многих городах Греции. Он побывал в Афинах, где вышел победителем в конкурсе на статую амазонки.
Поликлет, мастер бронзовой скульптуры, был не только ваятель, но и теоретик искусства. Он написал сочинение «Канон» (известное нам лишь по более поздним источникам) о пропорциях человеческого тела. Согласно созданной им пропорциональной системе человеческой фигуры голова составляла 1/7 всего роста, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/6. Фигуры его, по выражению древних, были «квадратными», т.е. корпус был широким, массивным, общие пропорции приземистые. Воплощением его канона была статуя юноши-копьеносца — «Дорифор» (Неаполь). Это обнаженный юноша атлетического сложения с лицом спокойным и классически прекрасным. Позднее, чем «Дорифор», и под несомненным влиянием аттического искусства была создана статуя победителя, увенчивающего себя повязкой, — «Диадумен» (Афины, Национальный музей).
В своих работах Поликлет показал внутреннюю подвижность человеческой фигуры. Обычно для своих статуй он избирал краткую остановку между двумя шагами. Вся тяжесть тела перенесена на одну ногу, ей соответствует напряжение приподнятой руки. «Раненая амазонка» Поликлета (Берлин) чрезвычайно близка «Дорифору» и «Диадумену».
Последней работой Поликлета считается колоссальная хризоэлефантинная статуя Геры для храма этой богини в Аргосе, оконченная в 423 г. до н. э. и ныне утраченная.
Развитие искусства последней трети 5 в. до н. э. совершается в трудное для Греции время, в период Пелопоннесской войны.
В изобразительном искусстве ставится новая большая проблема: показать внутренний мир человека, его индивидуальность.
Если в 450—430 гг. до н. э. в греческом искусстве ведущее место занимала скульптура, то в последующие десятилетия живопись первая берется за разрешение новых задач.
С ростом реализма в греческом искусстве живопись должна была найти новые средства выражения. Два достижения проложили дорогу дальнейшему развитию живописи: открытие правил линейной перспективы и обогащение живописных приемов светотенью.


<<< Античное Искусство. Архитектура Греции 5 в. до н. э.

Античное Искусство. Живопись Греции второй половины 5 в. до н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>