Античное Искусство. Живопись Греции второй половины 5 в. до н. э.

Агафарх, Аполлодор. Агафарх — художник театральных декораций, писавший декорации для последних трагедий Эсхила. Ему принадлежит заслуга изображения предметов в перспективном сокращении, что помогало создавать иллюзию глубины пространства. Декорации в греческом театре представляли собой переносные кулисы, изображения на них условно показывали место действия. Изобретение нового приема — игры светотени древние приписывали Аполлодору Афинскому. Он ввел в свою палитру полутона, без которых нельзя было изобразить переход к тени. Древние прославили Аполлодора и дали ему прозвище «Скиаграф», т. е. «Тенеписец». С именем Аполлодора связывается и рождение настоящей станковой картины — он стал писать темперой на грунтованных досках.
Зевксис. Современниками Аполлодора были Зевксис и Паррасий, знаменитейшие живописцы античности. Зевксис из Гераклеи (в древности было два города под названием Гераклея, источники не указывают, из какого именно был родом художник) умел придумывать сюжеты занимательные, показывающие интересное действие. Особенно Зевксис прославился своим живописным мастерством. Известный исторический анекдот о птицах, прилетавших клевать виноград на картине Зевксиса, говорит о том, что ягоды, вероятно, были изображены почти иллюзорно. Наиболее знаменитыми были его картины «Младенец Геракл, душащий змей» (повторение сохранилось в Помпеях), «Елена», для создания которой он выбрал пять красивейших девушек, чтобы соединить их прекрасные черты в один образ Елены. Славилась его картина «Семья кентавров», описание которой сделано Лукианом (2 в. н. э.).
Паррасий. Второй из великих живописцев Паррасий родом из Эфеса начал работу во времена Фидия. Для статуи Промахос он сделал рисунок украшения щита; по его рисунку чеканщик Мис выбил рельефы.
Паррасий, по словам Плиния, первый стал передавать сложную мимику лица, раскрывать разнообразные душевные состояния героев. Паррасий выбирал для своих картин сюжеты драматические, такие, где можно было показать сильные эмоции, например «Прикованный Прометей, терзаемый орлом, и Геракл».
Тиманф. Третий знаменитый живописец — младший современник Зевксиса и Паррасия был Тиманф, деятельность которого захватывает и начало 4 в. до н. э. В состязании с Паррасием на лучшую картину о споре Аякса с Одиссеем Тиманф вышел победителем. Особенно славилось его произведение «Жертвоприношение Ифигении».
В Помпеях сохранилась фреска ремесленной работы на эту тему, ее можно считать более или менее свободным переложением картины Тиманфа.
Картины Паррасия и Тиманфа, открывавшие новый мир — мир глубоких человеческих чувств, не могли не найти подражателей среди мастеров вазовой росписи. И среди распространенных в это время белых лекифов (т. е. покрытых белой облицовкой) и среди краснофигурных ваз аттической и южноиталийской греческой работы конца 5—4 вв. до н. э. можно найти много трагических и драматических образов, исполненных в духе картин Паррасия и Тиманфа.
Павсон. Вместе с мастерами, воспевавшими в искусстве идеал красоты прекрасного доблестного гражданина, величие олимпийских богов, работал мастер другого направления — Павсон.
Аристотель пишет, что «Полигнот изображал людей лучшими, Павсон худшими...». Вероятно, Павсон создавал образы отнюдь не прекрасные, а раскрывал черты смешные и безобразные. Может быть, это были сатирические карикатуры.
В период острой политической борьбы в последние десятилетия 5 в. до н. э. такие художники должны были появиться; их острые сатирические характеристики могли высмеивать политических противников так же, как это мы видели в комедиях Аристофана.
В последние десятилетия 5 в. до н. э. были построены, как говорилось выше, храм Ники Аптерос, Эрехтейон, храм Аполлона в Фигалии (см. архитектуру 5 в. до н. э.).
Фриз храма в Фигалии. Рельефные фризы, украшавшие эти сооружения, представляют собой дальнейшие шаги в развитии искусства пластики и, в частности, рельефа. Храм в Фигалии имел 30-метровый фриз. Он опоясывал целлу с внутренней стороны. На рельефе были изображены сцены: амазономахии и кентавромахии (Лондон, Британский музей). Баталии отличаются большой динамичностью, сильными резкими движениями, смелостью ракурсов, выразительностью жеста и мимики. Фигуры поставлены тесно, почти всюду обозначена под ногами почва. Кентавры охарактеризованы традиционно, напоминают кентавров на Олимпийском храме. Если общее композиционное решение могло быть дано аттическим художником, прибывшим сюда вместе с Иктином и повторивший здесь излюбленные афинские сюжеты, то исполнение фризов отличается от работ аттических скульпторов. Фризы скорее продолжают традиции Олимпийского фронтона, чем скульптур Парфенона.
Фриз храма Ники Аптерос. Фриз храма Ники Аптерос, созданный приблизительно в то же время, что и фриз Фигалии, носит иные черты. Изображение олимпийских богов очень близко по стилю к фризу Парфенона. Битва греков с варварами динамична, фигуры размещены свободно, контуры фигур плавные, моделировка мягкая.
Рельеф Пиргоса. Особенно замечателен рельеф длиной 35 м, украшавший баллюстраду Пиргоса — укрепленного выступа скалы Акрополя, на котором стоял храм Ники. Содержанием этого рельефа, отличающегося изяществом форм, было прославление Афины: многочисленные Ники в присутствии богини, которая изображена здесь два раза, ведут жертвенных быков, поднимают трофеи, приносят жертвы.
Скульптура Эрехтейона. Фриз на Эрехтейоне был исполнен в необычной для греческих фризов технике: на фоне черно-синего элевзинского мрамора выделялись белые мраморные фигуры (от которых дошли лишь небольшие части).
Зато хорошо сохранились знаменитые шесть кариатид с южного портика храма. Они напоминают девушек с фриза Парфенона в длинном пеплосе. Капитель на головах девушек не имеет волют; антаблемент не полный, в нем нет фриза, что облегчает тяжесть, которую поддерживают кариатиды.
Дмитрий из Алопеки. В последнюю четверть 5 в. до н. э. работал замечательный греческий портретист Дмитрий из Алопеки (один из районов Аттики). Его деятельность захватывает и первую четверть 4 в. до н. э.
Древние подчеркивали, что Дмитрий был мастером, который «создавал человека», в отличие от художников, изображавших богов, т. е. указывалось на правдивое без идеализации изображение определенного лица.
Дмитрий, работы которого известны лишь по римском копиям, передавал с большим вниманием индивидуальные черты лица портретируемого, его возраст, ничего не приукрашивая, не сглаживая неправильных или некрасивых черт.

<<< Античное Искусство. Изобразительное искусство Греции 5 в. до н. э.

Античное Искусство. Искусство Греции 4 в. до н. э. Греция в 4 в. до н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>