Античное Искусство. Архитектура Греции 5 в. до н. э.

Искусство 5 в. до н. э. прошло большой путь от зарождения и формирования классического стиля в середине столетия к новой ступени классического искусства — искусству 4 в. до н. э. 5 в. до н. э. ознаменован великолепными архитектурными сооружениями в разных городах Греции.
Одним из высших достижений греческой архитектуры является храм Зевса в Олимпии, построенный архитектором Либоном около 460 г. до н. э. Это был вполне сформировавшийся дорический периптер (отношение числа колонн — 6 к 13). Пропорции храма отличались строгостью и ясностью.
Афинский Акрополь. В 447 г. до н. э. начались большие работы по восстановлению и реконструкции центрального комплекса — Афинского Акрополя под общим художественным руководством скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени — Иктин, Калликрат, Мнесикл и др.


Акрополь в Афинах. Реконструкция

Акрополь, представляющий собой естественную скалу, возвышающуюся на 150 м над уровнем моря и находящуюся примерно в 5 км от него, издавна (еще во 2 тысячелетии до н. э.) являлся крепостью жителей этого.
В 7—6 вв. до н. э. на Акрополе уже находились значительные по архитектуре культовые сооружения. Новый комплекс Афинского Акрополя несимметричен, однако в основе его лежит единая художественная идея, единый архитектурно-художественный замысел. Отчасти асимметрия подсказывалась неправильными очертаниями холма, различной высотой отдельных его частей. В основе художественного замысла, принятого Фидием и сотрудничавшими с ним архитекторами, лежат: принцип гармонического равновесия отдельных сооружений в пределах всего комплекса и принцип последовательного раскрытия художественных качеств ансамбля в процессе постепенного обхода и обозрения зданий.
Пропилеи (входные ворота), сооруженные в 437—432 гг. до н. э. архитектором Мнесиклом, являются фактически общественным зданием. Помимо западного и восточного портиков дорического стиля с ионическими колоннами в проходе, в ансамбль Пропилеи введены боковые, примыкающие к ним павильоны. В целом возникла несимметричная композиция, уравновешиваемая небольшим храмом Ники Аптерос, возведенным архитектором Калликратом между 429 и 421 гг. до н. э. Интересно, что ось храма Ники Аптерос расположена не параллельно оси Пропилеи ; главный фасад этого храма несколько развернут в сторону входа на Акрополь, что сделано в интересах раскрытия перед зрителем художественных качеств этого сооружения.
На площади Акрополя в отдалении, направо, на самом высоком месте стоит величественный храм Парфенон, посвященный Афине Парфенос (Афине-деве).


Акрополь в Афинах. План
1. Пропилеи.
2. Храм Ники Аптерос.
3. Эрехтейон.
4. Место расположения второго Гекатомпедона 6 в. до н. э.
5. Парфенон

Левее, на первом плане, можно было видеть не сохранившуюся до нашего времени гигантскую статую Афины Промахос (Афины-воительницы), созданную Фидием. Вдали находится храм небольших размеров — Эрехтейон.
Наиболее крупное сооружение Акрополя — Парфенон — воспринималось от Пропилеи в три четверти. Прежде чем увидеть главный — восточный — фасад и войти внутрь здания, зрители должны были обойти храм снаружи и получить полное представление о его внешнем художественном решении. Парфенон — октастильный (восьмиколонный) периптер, построенный из пентелийского мрамора в период с 447 по 432 г. архитекторами Иктином и Калликратом. Внутри храма, помимо пронаоса и опистодома, были целла и особое помещение, где хранилась казна Афинского морского союза. В Парфеноне, решенном в дорическом стиле, ощущаются черты влияния ионического стиля. В это время в архитектуре Афин появляется тенденция к выработке единого общегреческого (панэллинского) стиля архитектуры. Сочетание двух стилей, дорического и ионического, проявлялось двояко: или путем совмещения их в одном и том же сооружении, или путем изменения пропорций дорического стиля в сторону их облегчения, придания им большего изящества, что было сделано в Парфеноне, где колонны, относительно более легкие по своим пропорциям, чем, например, в храме Зевса в Олимпии. Кроме того, во внутреннем помещении были поставлены четыре ионические колонны, не сохранившиеся до нашего времени. Расположение на внешних поверхностях стен непрерывного (зофорного) фриза также является признаком ионического стиля.


Парфенон. План

Тончайшая проработка архитектурных деталей, необычайно точный их рисунок, прекрасно найденные общие пропорции, слитность композиции, тесное сочетание архитектурной основы и скульптурного убранства — все это делает Парфенон крупнейшим, наиболее значительным в художественном отношении произведением греческой архитектуры.
Эрехтейон, посвященный двум главным божествам города Афин — Афине Полладе и Посейдону, был построен из мрамора в период с 421 по 407 г. до н. э. в ионическом стиле. Это — несимметричный храм, состоящий из четырех частей: целлы Афины Полиады, целлы Посейдона и двух портиков — большого северного и маленького южного, называемого обычно портиком кариатид. Асимметрия этого сооружения вызвана постановкой его на сложном по профилю участке с сильным падением уровня почвы, а также необходимостью создать удобные проходы в две основные целлы храма. Здесь, в Эрехтейоне, особенно наглядно выступает один из основных принципов древнегреческой архитектуры, о котором говорилось выше, принцип постепенного развертывания композиции перед зрителем, обходящим сооружение.
Акрополь как бы парит над Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Здесь в этом замечательном комплексе греческими строителями было проявлено удивительное умение художественно связать сооружения между собой и в то же самое время органически ввести их в природную среду, окружающий пейзаж. Среди других произведений греческой архитектуры заслуживает упоминания находящийся в Афинах храм Гефеста, известный под наименованием Тезейона. Подобно Парфенону, храм Гефеста представляет собой образец ионизированной перереботки дорического стиля.
Другое интереснейшее произведение греческой архитектуры — храм Аполлона в Фигалии (в Бассах), на Пелопоннесе, построенный в третьей четверти 5 в. до н. э. архитектором Иктином. Дорический шестиколонный (по короткому фасаду) периптер содержал в целле ряд ионических полуколонн и одну коринфскую колонну, стоявшую на оси храма. Коринфская капитель храма Аполлона в Бассах является самой ранней коринфской капителью из числа известных в настоящее время. Таким образом, в этом храме впервые применены были все три основные стиля древнегреческого зодчества — дорический, ионический и коринфский.
В храме Аполлона в Бассах наблюдаются элементы асимметрии. Его целла делится на две части, из которых вторая, находящаяся в глубине, имеет на левой стене выходную дверь. Культовая статуя расположена против этой двери у правой стены и воспринималась входящими в храм в профиль.


<<< Античное Искусство. Искусство Греции 5 в. до н. э.

Античное Искусство. Изобразительное искусство Греции 5 в. до н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>