В исламистской Турции, не имевшей, подобно другим странам Среднего Востока, художников-мусульман, работающих в технике европейской живописи, долгое время при дворе господствовали иностранцы. Во второй половине 19 века француз Гиеме был придворным живописцем султана Абдул Азиза; его сменил приехавший в Турцию в 1891 году итальянец Фаусто Зонаро. Упомянутый Гиеме открыл в 1874 году Академию искусств в Стамбуле; в 1881 году местный художник О. Хамди-бей основал там Государственный музей, а в 1883 году — Имперскую школу изящных искусств. Европейцы были учителями турок, некоторые живописцы (например, Халиль Паша) учились во Франции, таким образом, турецкая живопись рубежа нашего века сильно напоминала академическую и салонную живопись Европы.
Художник, литератор и археолог Хамди-бей (ум. 1910) в многочисленных жанровых сценах 900-х годов изображал быт и религиозные обряды турок («Богословы», «За чтением», «В Зеленой мечети Бруссы», «Персидский купец»). Художник первый осмелился писать картины из жизни османских женщин, что было, несомненно, прогрессивным явлением тех лет. Но на творчестве Хамди-бея лежит отпечаток «вещеведения». Он уделяет едва ли не большее внимание, чем человеку, точности передачи эпиграфического орнамента, блеску поливных изразцов, оттенкам инкрустированной мебели или изображению деревянной резьбы.
В этом отношении работы Фаусто Зонаро, за исключением заказных исторических картин, свободнее и тоньше. Зонаро — художник весьма широких интересов. Его привлекают не только бытовые моменты («Дервиши», «Рыбаки»), но и психологический портрет («Турчанка», «Портрет историка искусств Адольфо Талассо»). Особенно интересно полотно «Новая Турция» — женщина, откидывающая чадру и пытливо и независимо, с легкой улыбкой глядящая на зрителя (позже этот символ возрожденной нации, но гораздо более обобщенный и значительный, появится в скульптуре Махмуда Мухтара).
Другие художники 900-х годов — Сальватор Валери, Халиль Паша, Леонардо де Манго, Филипп Белло — примыкали к Хамди-бею и Фаусто Зонаро в своем интересе к жанру. Их заслуга состоит также в ознакомлении европейского зрителя через парижские Салоны с жизнью Турции. Метод художников конца 19—начала 20 века, как уже было сказано, оставался в рамках академизма.
С 1914 года в Турцию проникают импрессионистические влияния, а после 1928—1930 годов искусство развивается под воздействием позднейших западных течений. Учившиеся во Франции живописцы и скульпторы, вышедшие из мастерских Фернана Леже, Майоля и Деспио, по возвращении основали «Общество независимых художников» и «Группу Д». Тем не менее до второй мировой войны в Турции преобладал реализм.
В настоящее время можно считать, что модернистское искусство взяло верх. Проевропейская и проамериканская политическая ориентация страны определила направление живописи. Стамбульская Академия является официальным оплотом формалистических исканий, ее деятели по долгу службы и в угоду моде пишут абстрактные картины. Очень показателен путь ведущего художника Сабри Беркеля (р. 1907), в недавнем прошлом реалиста, картины которого «Стамбул» и «Автопортрет» (1948) свидетельствуют о правдивости и умении отразить многообразие реального мира. Однако в 50-е годы Беркель начинает создавать конструктивистски-орнаментальные бело-голубые композиции, например «Продавец макарон» (1956), утратившие какой бы то ни было национальный характер. Бесплотная абстракция и эклектизм, разрыв с традициями определяют творчество таких художников, как М. Арел («Дервиши», 1956), Ш. Арел («Желтое, зеленое», 1957), Хади Бара («Скульптура»).
Немногим отличаются от поклонников абстрактного искусства так называемые регионалисты — крыло академической живописи. Регионалисты стремятся соединить принципы европейского искусства с художественным наследием и фольклорными традициями страны. Их эстетическая платформа весьма неопределенна, так как они ставят целью возродить прежде всего «дух» искусства прошлого. И хотя в произведениях регионалистов ощущаются некоторые национальные черты (Кемаль Толлу — «Анатолийские пастухи», 1955; Эрен Эйюбоглу — «Голова барана», ок. 1956 г.), модернистская эстетика, да и практика определяют как западное, так и региональное направления (Нурулла Берк — «Гладильщица», 1953; «Курильщик наргиля», 1956).
Лишь небольшая группа художников, живущих в отдалении от Стамбульской Академии, в Анкаре, сохраняет верность реализму. Не все они являются профессионалами (это обстоятельство, вероятно, сказывается в почти полном отсутствии у анкарцев портрета и тематической картины), но естественное стремление поведать о красоте родной природы в декоративно решенных безыскусственных и искренних пейзажах и натюрмортах приводит художников к реалистическому методу. Об этом свидетельствуют работы Нермин и Нумана Пура, Орхана Кылыч, Метина Нигяра, Мазхара Айкута.