Основоположниками современного искусства были художники Абкам и Гулям Мухаммад. Абкам — придворный живописец 80—90-х годов писал портреты царей и знати своего времени, а также рисовал углем. Гулям Мухаммад (псевдоним Мейменеги), учившийся в Германии и Франции и получивший там звание профессора, основал в 1920-х годах в Кабуле первую художественную школу.
Художники второго поколения — Брешна, Гаусуддин, Абдулраб, Карим-Шах и другие — создали современный облик афганского искусства, в котором преобладает реалистический метод живописи. Работы афганских художников отличают бытописательство и этнографизм: сцены из городской жизни, национальные игры и танцы, изображения базаров — своеобразных общественных клубов, заменяющих афганцам, в большинстве неграмотным, и газету и радио. Охотно обращаются живописцы к портрету и пейзажу. Тематика полотен художников Афганистана отражает экономический уровень страны, ее средневековый уклад, «заботливо» поддерживаемый старшими партнерами — Англией и США. Не следует забывать также то обстоятельство, что монархический строй Афганистана (при отсутствии сильного рабочего класса и рабочего движения, как, например, в Японии) ограничивает возможности создания злободневных и политически острых произведений. Афганские художники не имеют профессиональных объединений, многие совмещают живопись с другими профессиями; в стране нет ни музея живописи, ни картинной галереи.
Ведущим мастером афганского искусства является Абдул Гафур Брешна (р. 1908), получивший художественное образование в Германии и ныне возглавляющий кабульскую Школу изящных искусств. Официальная живопись занимает сравнительно мало места в творчестве художника («Намаз», 1941; «Коронация», 1947). Брешна использует разнообразную технику — масло, акварель, выжигание по дереву, чтобы передать движение кипучей и пестрой толпы под сводами кабульского рынка Чарчата (1950-е гг.), изобразить сцены из быта простых и обездоленных людей («Беседа», 1940, «Три слепца», «Старость не сладка» 1950-е гг.). Творчеству Брешны присущи гуманистический дух, стремление к реалистическому отображению действительности, сложность и динамика композиционных построений (например, национальная игра «Бозкаши», 1950-е гг., акварель).
Те же черты объединяют современников и последователей Брешны — жанристов Карим-Шаха (р. 1910) и Гаусуддина, портретиста Абдулраба (р. 1909). Перечисленные художники работают в технике масляной и акварельной живописи. Одновременно существует стилизаторское направление, основывающееся на миниатюрной живописи средневековья. Например, художник Хумаюн Итти-мади, создающий наряду с реалистическими портретами маслом («Спящая девочка», «Крестьянин», «Афганец» — 1950-е гг.) композиции в технике гуаши, повторяющие излюбленные в средневековой миниатюре сцены охоты и сражений («Завоевание крепости», «Старинная охота», «Охота Бахрам Гура», 1960).
Модернистские влияния Запада не оказали воздействия на общую реалистическую направленность афганского искусства. Художники молодого поколения, так же как и зачинатели афганской живописи, главную цель видят в изображении жизни народа.
<<< Искусство Арабских Стран. Искусство Ирана.