Искусство Арабских Стран. Искусство Ирана.

В начале нашего века в Иране, как и в других странах Востока, под влиянием русской революции 1905 года начинается подъем национально-освободительного движения, приведший к буржуазной революции 1905—1911 годов.
Развивается политическая активность народных масс и интеллигенции, получает права гражданства демократическая печать — газеты «Суре Эсрафил», «Хабл оль-Матин», помещавшая революционные стихи и сатирические фельетоны.
Изобразительное искусство, преодолевая омертвевшие феодальные каноны, начинает овладевать европейскими методами живописи на холсте и новой тематикой (пейзаж, портрет). Организатором национальной художественной школы в Иране был «шейх всех художников» Камаль оль-Мольк, сам получивший образование за границей. Он, его сверстники и ученики — Хасан Али Вазири, Абульхасан Седдики и Мохсен Моккадам, составили группу, имевшую значение, аналогичное египетскому «Авангарду». Этой группе свойственны реалистические приемы художественного творчества и стремление объединить национальные традиции с достижениями западноевропейского искусства.
Параллельно существует художественное крыло (Хосейн Бехзад, Али Моти, Али Карими и др.), стилизаторски повторяющее старые формы и технику миниатюры, что в известной степени обусловлено спросом туристов и антикваров. Наиболее одаренный и оригинальный из этих художников, Хосейн Бехзад (р. 1894), мастер многофигурных композиций, виртуозно владеющий линией, создал несколько больших серий к классическим поэтам — герои Фирдоуси, иллюстрации к «Хамсэ» Низами, миниатюры к «Четверостишиям» Омара Хайяма.
Новое искусство Ирана пережило в дальнейшем два периода подъема — в 20-е и в 40-е годы в связи с развитием демократического движения и активизацией политической жизни в стране.
Расцвет изобразительного искусства и литературы после второй мировой войны в значительной степени был стимулирован деятельностью Общества ирано-советских культурных связей (издание журнала «Пеяме-ноу», организация художественной выставки в 1946 г.).
Ученики Камаль оль-Молька — прогрессивные художники-реалисты Ис-маил Аштиани, братья Джафар и Асгер Петгяр, Реза Массах и другие — создали ряд запоминающихся произведений, антивоенных по своей направленности: Реза Массах — «Защитим своих детей», «После налета американских самолетов на корейскую деревню». Даже такой поборник классической книжной иллюстрации, как Хосейн Бехзад, исполнил картины на современную тему — «Хозяева черного золота», «Обездоленный рабочий».
После реакционного переворота 1953 года, когда предательство буржуазных партий привело к наступлению на демократические свободы и Иран встал на путь проамериканской ориентации, прогрессивные сюжеты исчезают из иранской живописи.
Об этом свидетельствует вторая крупная (после 1946 года) выставка — тегеранское Биеннале 1960 года, — печальным итогом которой было присуждение первой премии Сохрабу Таннавали за скульптуру «Носорог», выполненную из автозапчастей.
Искусство последних лет характеризуется засильем модернистских течений (например, Мохсен Вазири — «Новый месяц», 1956; Ашот Минасян — «Музыканты», 1956), зависимостью от второсортных образцов голливудских кинофильмов и кинореклам. Типичным примером может служить творчество братьев Ак-бара и Мохаммеда Таджвиди, выполнивших большое количество иллюстраций к Хафизу, Хайяму и другим классическим поэтам. Сами художники в своих высказываниях подчеркивают преемственность иллюстраций от иранской миниатюры. Но если можно еще усмотреть традиционность в стремлении воспринять красочность пятен и гибкость линий миниатюрной живописи, то трактовка глубоких образов иранской поэзии представляется слащавой, поверхностной и искаженной. Лишенные национальной окраски, рисунки братьев Таджвиди тяготеют к рекламному плакату европейских и заокеанских стран, где образы героинь низведены до стандарта манекенщиц (М. Таджвиди, иллюстрации к «Дивану» Хафиза, 1956).
Популярность Таджвиди среди широких слоев буржуазной публики не встречает, однако, одобрения у представителей иранской интеллигенции, озабоченной развитием национальной культуры. Прогрессивные художники Ирана, в том числе графики, черпая свои образы из жизни и борьбы народа, стремятся соединить темы современности с поисками национального художественного языка (Хушанг Пезешкния — «Семья», «Пахота» и др.).

<<< Искусство Арабских Стран. Сирийская Арабская Республика.

Искусство Арабских Стран. Искусство Афганистана. >>>

История искусства >>>