Искусство Зарубежного Востока 19—20 Веков. Введение.

Современное искусство зарубежного Востока на пространствах от Объединенной Арабской Республики и до Японии чрезвычайно многолико и разнообразно. Вместе с тем существует ряд особенностей, порожденных в значительной степени условиями исторического развития, которые создают общие черты в искусстве восточных стран. Особенности эти следующие.
На зарубежном Востоке естественное развитие экономики, культуры и искусства было прервано с периода колониального порабощения, то есть с 17—18 веков. Чужеземное господство подавляло духовные потребности народов, искусство стран Востока остановилось на уровне средневековья, не успев пройти путь, который прошли европейские страны. Возрождение восточного искусства началось вместе с борьбой против колониализма, с ростом национально-освободительных идей . С середины 19 века вслед за ростом местной буржуазии и буржуазной интеллигенции развивается национальная литература, создаются художественные школы и академии. Вторая волна подъема национально-освободительного движения связана с революцией 1905 года и Великой Октябрьской революцией в России.
Страны Востока в поисках путей для создания нового искусства стремятся освоить достижения Западной Европы, но вместе с достижениями восточные художники порой воспринимают и чуждые элементы, разрушающие национальные формы. Одновременно существуют течения, пытающиеся возродить классическое искусство (рельефы Древнего Египта, иранскую миниатюру, скульптуру Индии), причем обращение к искусству прошлого зачастую приводит к поверхностной стилизации.
Характер и стиль современного искусства зарубежного Востока находятся в тесной связи с художественным наследием этих стран, которое в свою очередь обусловлено характером религии. В странах Дальнего Востока, где религия не накладывала запрета на изобразительное искусство, существует гораздо большая преемственность национальных традиций, чем на Ближнем Востоке, где запреты ислама пресекали развитие скульптуры и живописи.
Наконец, направление художественного творчества в странах зарубежного Востока находится в связи с общественным строем этих стран. Коммунистические и рабочие партии стран народной демократии поставили искусство на службу народу, и оно превратилось в могучую силу идейного воспитания масс. В этих странах проведена реформа художественного образования, созданы единые творческие союзы художников, перед которыми ставятся большие задачи отображения важнейших исторических событий национальной жизни методом социалистического реализма, сохранения самобытного художественного языка. В странах, формально или фактически зависимых от иностранного капитала (Иран, Пакистан, Турция), и ориентация искусства проевропейская или проамериканская; искусство этих стран в значительной степени подражательно. Там господствуют формалистические, абстракционистские течения, хотя и в этих странах, особенно в Японии, пережившей ужасы атомной бомбардировки и оккупацию, имеются объединения прогрессивных художников, служащих делу мира и демократии.

<<< Искусство Германской Демократической Республики.

Искусство Арабских Стран. Объединенная Арабская Республика (Египет). >>>

История искусства >>>