Искусство Польши.

С освобождением Польши открывается новый период в развитии польской живописи. Существенную роль в утверждении социалистических идей и принципов реализма в польском искусстве сыграли произведения известных опытных мастеров. Первым выступил Фелициан Щенсный-Коварский (1890—1948), получивший художественное образование в Академии художеств в Петрограде, которую он окончил в 1918 году. Картина Коварского «Странник» (1945) воссоздает выразительный образ бедняка, странствующего в поисках хлеба и убежища. Серебристая, трепещущая живопись помогает созданию лирической настроенности, тронутой нотами печали. В картине «Пролетариатчики» (1948), работа над которой была прервана кончиной художника, создан монументальный исторический групповой портрет членов первой польской пролетарской революционной партии во главе с Людовиком Варынским. Графическая четкость черных контурных линий, красных, охристых и черных плоских пятен придает картине несколько плакатный характер. Несмотря на незаконченность, эта картина остается одним из крупнейших произведений современной польской живописи.
Такое же стремление к выражению революционного содержания в монументальной форме присуще картине Войцеха Вейсса- (1875—1950) «Манифест» (1950). Весь холст заполнен крупными фигурами рабочих, собравшихся на демонстрацию. Художник создает образы непреклонных, мужественных бойцов революции, объединенных чувством пролетарской классовой солидарности. Картина Вейсса как бы перекликается с известной картиной его товарища Станислава Ленца, изображающей забастовку 1905 года (1910).
Картина Александра Кобздэя (р. 1920) «Ф. Дзержинский на пути в Сибирь» (1951) — наиболее значительная среди многих произведений на революционно-исторические темы, появившихся в конце 40-х и в начале 50-х годов.
Мастерами старшего поколения, связанными с «модными» западными художественными течениями начала 20 века, являются Цибис, Пронашко и Эйбиш. В творчестве Збигнева Пронашко (1885—1958) более всего сказывается воздействие живописных поисков французских «диких», сильно влиявших и на двух других названных польских художников. В творчестве Пронашко, однако, проявляется интерес к живому портретному образу. Его работы «Людвиг Сольский» (1952) и особенно «Адам Мицкевич» (1953) можно назвать портретами настроения, передающими представление художника о характере изображаемого лица.
В картинах Эугениуша Эйбиша (р. 1896) делается упор на декоративное звучание цвета, форма в них расплывается в потоке колеблющихся красочных пятен. Таковы его картины «Художница» (1945—1946), «Сестры» (1949), «Женщина в красном» (1958). Ян Цибис (р. 1897) работает в области пейзажа и натюрморта. Его картины обладают сочностью и декоративной нарядностью цвета, что создает впечатление оптимистического восприятия природы. Некоторая нарочитая беглость, подчеркивание случайности момента наблюдения придают им этюдный характер.
Для части художников молодого поколения характерны пессимистическая эмоциональная окраска образов и приемы деформации, идущие от экспрессионизма. Эти элементы сказываются, например, в картине на тему разгрома рабочей демонстрации «За право на труд» (1952) Анджея Струмилло (р. 1928). Наконец, существует круг молодых польских художников, творчество которых отмечено мистическими умонастроениями и вариациями беспредметного формотворчества. Представители этих направлений в польском искусстве, например Ежи Панек (р. 1918) и Галина Хростовска (р. 1929), создают перепевы модных реакционных явлений буржуазного искусства Запада. То же наблюдается в картинах Вацлава Таранчевского (р. 1903), в частности в его «Отдыхе реквизитов II» или «Натюрморте с фигурой святого XVII».
Старейший из польских скульпторов Ксаверий Дуниковский (1875—1963) выступил одновременно с живописцами старшего поколения Вейссом и Коварским. Его «Голова рабочего» (1947) явилась удачной попыткой создания монументального реалистического образа пролетария. Маска «Фредерик Шопен» (1949) — это вдохновенный поэтический образ страдающего великого музыканта, овеянный романтическим пафосом. Портретные бюсты последних лет показывают высокое мастерство психологической характеристики и силу эмоциональной выразительности, свойственные этому скульптору. Особенно показателен в этом плане «Портрет Мохаммеда Хаграса» (1956), прогрессивного деятеля арабской культуры. Творческий диапазон Дуниковского чрезвычайно велик. Он смело решает сложнейшие задачи синтеза скульптуры с архитектурой.

Его скульптурные детали к памятнику силезским повстанцам (1946—1952) представляют пример успешного решения этой проблемы.
Внутренне неуравновешенно и сложно творчество талантливого скульптора Альфреда Вишневского (р. 1916). В бронзовой статуе «Граница мира» (1950), представляющей фигуру женщины из народа, с винтовкой в руках стоящей на страже счастья и созидательного труда человечества, скульптору удалось создать выразительный символ современности. Дыханием жизни и внутренним теплом при остроте индивидуальной характеристики отличается изящная женская «Голова» (1953). В то же время в других работах Вишневского, в частности в «Обнаженной натуре» (1957—1958), имеется налет модернистского натурализма.
За последние годы в Польше поставлено много интересных монументов, носящих ясно выраженный реалистический характер. Можно назвать для примера монумент в память погибших советских бойцов в Варшаве (1950) со скульптурными группами Ержи Ярнушкевича и Станислава Лисовского, памятник восстанию в Варшавском гетто с замечательно выразительным рельефом Натана Раппопорта, ряд работ Мариана Внука, особенно его памятник польско-советской дружбы в Гдыне (1953).
Тадеушом Кулисевичем (р. 1899) создана сюита рисунков тушью «Варшава, 1945» (1945—1946). Перед зрителем раскрываются широкие перспективы разрушенного города; над руинами зданий бегут тревожные облака. Вся сюита в целом и каждый ее лист звучат как обвинительный акт против гитлеровского «натиска на Восток». Кулисевич — один из наиболее выдающихся мастеров польской современной графики. В 30-е годы он работал в технике гравюры на дереве, но после войны перешел в основном к свободному рисунку пером и кистью. Его своеобразная графическая манера построена на беглом наброске, остром, лаконичном, выполненном отрывистым, резким и необычайно разнообразным перовым штрихом. Иногда его перо оставляет на бумаге чуть заметный тонкий след, иногда оно царапает лист короткими прерывистыми прикосновениями, иногда прочеркивает твердую точную линию или кладет тесно соприкасающиеся штрихи, кое-где сливающиеся в густой клубок. В большинстве рисунков наблюдения Кулисевича приводят к созданию как будто поспешно набросанного, но цельного и законченного образа людей и природы. Таковы его циклы «Солдаты революции и мира» (1952), в который входят портреты революционеров, от Феликса Дзержинского до вьетнамского партизана; «Шлембарк» (1950—1954) — пейзажи и сцены крестьянской жизни в польской деревне. В некоторых других работах стремление к лаконизму доходит у художника до схемы, до ослабления предметности, как это случается, например, с некоторыми листами из цикла рисунков «Мексика» (1957). Однако и в них заметны виртуозная техника, сила воображения и меткость взгляда выдающегося рисовальщика.
Особых успехов достигли польские художники в области плаката. Богатство воображения, смелость и остроумие выбора мотивов или предметов, создающих точный символ или метафору, броскость и лаконизм образного выражения, изобретательность и большой декоративный вкус — вот что составляет основу красоты и действенности польских плакатов. Одним из первых талантливых мастеров плаката был Тадеуш Трепковский (1914—1954), с именем которого связаны лучшие, ставшие уже, пожалуй, классическими образцы польского плаката: антивоенный плакат «Нет» (1952), где на четком силуэте авиабомбы вырисовывается пожарище разрушенных зданий; плакат «Слава освободителям!» (1946), где развеваются советские и польские знамена, видные сквозь сломанную решетку окна тюремной камеры; плакаты для конкурса пианистов имени Шопена и к десятилетию освобождения Варшавы. От сурового, величественного плаката Владимежа Закшевского (р. 1916) «Партия», заставляющего вспомнить наш плакат первых лет Советской власти, через живые и бодрые плакаты Варшавского фестиваля молодежи работы Войцеха Фангора (р. 1922) и Юзефа Мрощака (р. 1910) до остроумных, полных юмора плакатов Збигнева Ленгрена (р. 1919), Игнацы Вица (р. 1919) и многих других — таково необычайно широкое разнообразие этого жанра польского искусства.

<<< Искусство Чехословакии.

Искусство Германской Демократической Республики. >>>

История искусства >>>