Искусство Чехословакии.

В чехословацком искусстве распространение модернистских направлений в 20-е и 30-е годы нашего века отчасти сдерживалось силой национальных художественных традиций. Эти традиции сохранялись благодаря тесной связи ряда мастеров с народным творчеством, стойкости демократических идей. Важнейшую роль в прогрессивном развитии этих традиций сыграло так называемое «социальное искусство» 20-х годов — движение, из которого выделилось ядро художественной интеллигенции, непосредственно примкнувшее к пролетарскому революционному движению. Во главе этой группы стояли крупнейшие революционные поэты, писатели и публицисты Чехословакии С. К. Нейман, Юлиус Фучик, Иржи Волькер.
Художественная выставка к V съезду Коммунистической партии Чехословакии в 1948 году продемонстрировала готовность художников участвовать в строительстве новой жизни. С этого времени усилилась работа художников над темами освободительной борьбы, труда и быта народа.
К числу первых значительных произведений чешской живописи этого периода на современную революционную тему принадлежат картина Яна Чумпе-лика (р. 1895) «На рассвете февральского дня» (1949) и «Февраль» (1949)Иозефа Брожа (р. 1904).
Особенно велик удельный вес исторического и бытового жанров в живописи словацких художников. Картина Цтибора Белана (р. 1920) «Последняя зима войны» (1955) изображает эпизод расправы гитлеровцев в словацкой деревне. Реалистическая правдивость типов и обстановки, продуманность композиции составляют основные ее достоинства. Более эскизны по манере, но и более динамичны и эмоционально напряженны картины Яна Желибского (р. 1907), в частности его «Партизанка-часовая» (1957). С большой сердечной теплотой пишет простых женщин и детей Словакии Мария Медвецкая (р. 1914).
Традиции реалистического портретного мастерства получили новое развитие в творчестве чешских живописцев. «Портрет мальчика» (1954) Алоиса Фишарека (р. 1906) отличается ясностью и лирической чистотой образа. Портреты Рихарда Визнера (р. 1900) сочетают большое мастерство реалистического рисунка с весьма оригинальным и смелым решением композиционных и декоративно-цветовых задач.
Особенно широкое развитие в чехословацкой живописи получил пейзаж. Монументально обобщенную картину чешской земли создал Вацлав Ра бас (1885—1954) в таких своих холстах, как «Конец зимы» (1947) и «Лето в поле» (1954), и в замечательном цикле панно «Песнь труда». Ян Славичек (р. 1900) стремится к созданию синтетического образа Праги, тонко чувствует прелесть и поэтическое обаяние родного города и передает его в мягких звучных сочетаниях сине-розовых или оранжево-лиловых плывущих в воздухе тонов. Карел Голан (1893—1953) поэтично передавал грустные, меланхолические настроения в картинах, изображающих Прагу в сумерки, в пасмурные дни. Своеобразны пейзажи Войтеха Седлачека (р. 1892). Они убеждают и покоряют свежестью восприятия, душевной непосредственностью и красотой быстрого, уверенного почерка.
Больших успехов добились чехословацкие художники в монументальной живописи, выполненной в различных материалах — мозаике, сграффито, витраже. К наиболее удачным произведениям монументальной живописи принадлежат сграффито Адольфа Забранского (р. 1909) «С Советским Союзом на вечные времена» (1951) для стены Грзанского дворца и «В память освобождения» (1954— 1955) — фриз для Ледебургской террасы в Праге.
Характерным представителем группы словацких художников, непосредственно использующих традиции народного творчества, является Людовит Фулла (р. 1902) — художник, обладающий большим дарованием и тонким декоративным вкусом.
Одним из наиболее значительных мастеров скульпторного портрета выступает Ян Лауда (1898—1960). Боевой, энергичный характер придал скульптор бронзовой голове В. И. Ленина (1950), выполненной им очень смело и оригинально, с порывистой, динамичной лепкой формы. Очень выразительно вылепил он также портрет Зденека Неедлы — президента Академии наук (1952), передав внутреннюю собранность, сосредоточенность мысли и волевой характер выдающегося ученого и общественного деятеля. К числу лучших образов пролетария, созданных в Чехословакии, относится прекрасный мужественный и гордый портретный бюст литейщика «Острава» (1949) работы Карела Покорного (1891—1961), ученика И. В. Мыслбека. Группа Покорного «Братство» (1949—1950), представляющая встречу советского воина с чешским рабочим-повстанцем, стала всенародным символом освобождения Чехословакии Советской Армией, нерушимой дружбы наших народов. Крупнейшее монументальное произведение Покорного — памятник Божене Немцовой (1946), в котором создан романтически приподнятый образ замечательной писательницы.
Эмоциональной выразительностью и разнообразием замыслов отличаются работы Винценца Маковского (р. 1900). Его «Победа» (1947) звучит как отлитая в бронзе торжествующая песнь освобождения. Памятник Яну Амосу Коменскому (1957) впечатляет суровой собранностью ритма и яркой индивидуализацией портретного образа. Близок к нему по своим высоким пластическим качествам памятник Яну Гусу Карла Лидицкого (р. 1900). Изящество и тонкость художественного ощущения, свойственные Лидицкому, особенно четко выразились в одухотворенном бронзовом портрете художницы Адриены Симотовой (1952).
Выдающимися произведениями являются барельефы словацкого скульптора Рудольфа Прибиша (р. 1913) для ворот памятника Славин в Братиславе (1957). Прибиш вдохновлялся образцами искусства раннего Возрождения. Эти бронзовые барельефы помещены без обрамления на плоском поле створок ворот и органически соединены с ними в единое целое. Скульптор создает сжатую, эмоционально напряженную образную интерпретацию, раскрывающую событие.
Чехословацкая графика достигла в 20 веке высокого уровня художественной культуры.
Традицию реалистического портрета в графике продолжает ученик Шва-бинского крупный мастер офорта Владимир Силовский (р. 1891). Пример — портрет профессора М. Земана (1952). Силовский одним из первых в 20-е годы нашего века открыл красоту индустриального труда, которая в его офортах приобретает романтический оттенок. В этой же традиции выдержаны портретные рисунки одаренного графика Вацлава Сивко (р. 1923), образцом которых может служить «Полировщик серебра» (1956). К числу лучших его работ относятся тонкие офорты пейзажных и растительных мотивов к стихам С. К. Неймана «Книга лесов, холмов и вод» (1952). Необычайно прочувствованные, изящные, глубоко лиричные образы природы превосходно сочетаются не только с настроением стихов, но и со всем полиграфическим оформлением книги.
Силой эмоции, социальным пафосом и выразительностью графического почерка отличаются гравюры на дереве Карела Штеха (р. 1908) «Воздушное нападение» (1951) и другие, в том числе листы исторического цикла «Гуситы» (1954), в которых он сумел по-новому подойти к решению этой столь часто волновавшей чешских художников темы.
В последние годы сформировалась сильная группа граверов в Словакии. Они отличаются оригинальностью и смелостью приемов. Винценц Гложник (р, 1913) после нескольких лет работы над темой страданий и героизма словацкого народа во время оккупации достиг творческой зрелости в цикле гравюр на дереве «Путь к освобождению» (1954—1955). Творчество Гложника весьма разнообразно, насыщено напряженной выразительностью. У него взволнованный, драматический язык образов, строящийся зачастую на резких преувеличениях, как, например, в листах серии «Словаки — немцы. Война». Энергичная лепка формы, подчеркнутые контрасты черных и белых пятен, динамичность характерны для его графики.
Орест Дубай (р. 1919) в гравюрах на дереве исходит из композиционных принципов японской гравюры. Он решает свои листы плоскостно, декоративно, покрывая площадь гравюры почти орнаментальной вязью контурных линий, и создает образы, насыщенные поэтическим чувством; таковы «Братиславская весна» (1953), «Новая весна» (1955). Его цикл «Спутник» (1957) — своеобразное философское раздумье художника о мире и человеке.
Выдающимся мастером книжной графики является Карел Сволинский (р. 1896). Его рисунки, выполненные тонкими линиями пером и подцвеченные легкими светлыми и звонкими пятнами акварели, обладают поэтичностью, изяществом и высокими декоративными качествами. Гравированные на меди или выполненные в технике цветной литографии иллюстрации Цирила Боуды (р. 1901) говорят о виртуозном мастерстве и богатстве воображения художника. Его рисунки пером и акварелью к сказкам Андерсена (1953) обнаруживают умение тонко почувствовать и передать по-своему прелесть и стиль великого сказочника.

<<< Искусство Венгрии.

Искусство Польши. >>>

История искусства >>>