Наиболее непосредственным выражением в искусстве кризиса буржуазной культуры явился «сюрреализм» («над-реализм»). Манифест «сюрреализма», написанный писателем Андре Бретоном, появился в Париже в 1924 году. Сюрреалисты провозглашали примат подсознательного, призывали к отказу от всякой рассудочности, к подражанию творчеству душевнобольных как беспрепятственному выражению прирожденного инстинкта и биологических импульсов, освобожденных от контроля разума. Алогизм сочетания нарочито подобранных, натуралистически изображенных элементов служил средством передачи психопатологических видений у бельгийца Рена Маргритта (р. 1898), чья картина «Перемещенное время» (Лондон, Галерея Тейт) представляет поезд, выезжающий по воздуху из камина; у Пьера Руа (1880—1950) — в его «Занимательной физике» (Париж, собрание Помаре), у немца Макса Эрнста (р. 1891) — в «Памятнике птицам». Хаотическое нагромождение фантастических предметов характерно для Ива Танги (1900—1955). Испанец Хуан Миро (р. 1893) создавал пестрые красочные композиции, в которых подражал наивным детским рисункам. Наконец, Ганс Арп (р. 1887) представлял в среде сюрреалистов чистую беспредметность. Во время первого совместного выступления в Париже (1924—1925) сюрреалисты не представляли значительного явления в художественной жизни. Особенно широкое распространение сюрреализм получил в США, куда многие из его представителей переехали в 1930-е годы. Наивысший момент их деятельности был отмечен выставкой сюрреалистов в Нью-Йорке в 1942 году.