К середине века выдвинулись новые значительные мастера немецкого искусства, однако в полную силу деятельность художников этого поколения развернулась лишь после конца второй мировой войны. Причиной тому были условия, возникшие в Германии в результате захвата власти нацистами. Гитлеровская администрация подвергла искусство жесткому регламентированию. Достойным существования было объявлено только натуралистическое искусство, изображавшее идеализированные картины жизни «третьей империи» и восхвалявшее воинские подвиги нацистской армии. Это искусство проповедовало шовинизм, ненависть и презрение к другим народам. Все остальное объявлялось «выродившимся» искусством. Прежде всего были подвергнуты жестоким преследованиям художники демократического лагеря: Кете Кольвиц было запрещено работать и выставлять свои произведения, Ганс Грундиг и множество других художников были заключены в концлагерь, и многие из них, особенно коммунисты, казнены. Старый Макс Либерман за свое еврейское происхождение был отстранен от должности директора Берлинской Академии, ему было запрещено работать и выезжать из Германии. С общественных зданий и площадей были сняты произведения монументальной пластики Эрнста Барлаха. Многие художники эмигрировали из Германии, искали убежища в СССР, США и в других странах. Все это гибельно отразилось на состоянии немецкого искусства того времени.