Несмотря на практическую направленность деятельности Баухауза по разработке проектов рационально организованных, экономичных жилых зданий массового типа с квартирами минимальных габаритов, в теоретических установках этой архитектурной организации содержались явно формалистические положения, развивавшиеся «левыми» художниками-беспредметниками — «баухаузов-цами» Моголи-Наги, Кандинским и другими. Ведущий теоретик Баухауза — Моголи-Наги считал, что главным и самым ценным в архитектурном творчестве является «оформление пространства» и выявление его «динамических» свойств. Понятие «архитектурного пространства» рассматривалось здесь как особая вневременная и вненациональная категория. Все это свидетельствует о противоречивости принципиальных установок Баухауза.
Попытка объединения в деятельности Баухауза архитекторов-«функционалистов» с представителями «левого» беспредметнического искусства не смогла привести к возникновению «нового» синтетического искусства.
Вальтер Гроппиус. Крупным архитектором был Вальтер Гроппиус (р. 1883). По его проекту было сооружено здание Баухауза в городе Дессау (1925—1926) — асимметричное, но хорошо уравновешенное в основных своих массах. Функциональная сторона сооружения решена безукоризненно, распределение и планировка помещений отличаются четкостью и логичностью. Архитектура экстерьера и интерьера построена на геометризации объемов, четких плоскостях и на контрастном сочетании гладких поверхностей стен с большими плоскостями зеркального стекла.
Гроппиус, так же как и большинство других архитекторов Германии, работал над архитектурой жилых поселков с «домами небольших квартир». Им был построен поселок Даммершток близ Карлсруэ (1929). Та же тема преобладала и в творчестве других немецких архитекторов. Крупный архитектор Бруно Таут строит поселок Берлин-Целендорф, Эрнст Май создает поселки стандартных жилых домов около Франкфурта-на-Майне. Архитектор Миз-ван-дер-Роэ, разрабатывая, как и прочие, проектные варианты «минимального жилища», предлагает создавать жилые ячейки с подвижными стенами.
Эрих Мендельсон. Особое и очень видное место в архитектуре Германии занимал Эрих Мендельсон (1887—1953), которого один из основоположников модерна Ван-де-Вельде (см. выше) считал своим основным последователем. И действительно, в творчестве Мендельсона, в частности в его самом известном произведении — астрономической обсерватории, так называемой «башне Эйнштейна» в Потсдаме (1920—1921), задуманной в железобетоне, но построенной частично в кирпиче, — черты модерна с характерной для этого стиля любовью к обтекаемым, «динамичным» формам проявляются очень сильно. В последующие годы Мендельсон много занимался промышленной архитектурой. По его проекту, в частности, были сооружены корпуса трикотажной фабрики «Красное знамя» в Санкт-Петербурге (1925), очень выразительные в своем объемном решении.
<<< Архитектура до второй мировой войны.