Искусство Европейских Стран и Америки 20 Века. Введение.

В 20 веке искусство приобретает совершенно особый характер, обусловленный глубочайшими переворотами в политической, экономической и общественной жизни целого ряда стран. Войны и революции начала века решительно изменили соотношение сил на мировой арене, создали новые рубежи в истории человечества.
Никогда ранее борьба двух культур — буржуазной и пролетарской — не принимала столь обостренного характера, отражающего непримиримость классовых противоречий, как в эпоху империализма, в эпоху ломки капиталистических отношений и построения первого в мире нового, социалистического общества.
Было бы ошибкой признать начало 20 века временем безраздельного господства буржуазной культуры, идеалистической философии и эстетики, всякого рода формалистических направлений в искусстве, эпохой беспрепятственного расцвета декаденства. Чем яснее вырисовываются все сложности и противоречия этого времени, тем очевиднее становится, что кризис буржуазной культуры, отмеченный оживлением эстетских тенденций и ожесточенными нападками на реализм, не мог остановить поступательного движения искусства.
Реалистическое искусство в этот период развивалось под знаком борьбы против всего реакционного, отмирающего. В эту борьбу с течением времени вовлекается все большее и большее число прогрессивно мыслящих художников, литераторов, музыкантов, деятелей театра и кино — все, кто верит в социальный прогресс, в переустройство мира на разумных и справедливых началах, отдают свое творчество народу.
Реалистическое искусство начала 20 века было представлено многими крупными мастерами в зарубежных странах. Особенно значительны были их достижения в графике, скульптуре, портретной и пейзажной живописи.
Во главе реалистического искусства 20 века идут художники, в творчестве которых сказались черты прогрессивного мировоззрения новой исторической эпохи, идеи пролетарской революционности и международного братства трудящихся. В начале века эти идеи нашли выражение в произведениях таких крупных мастеров, как Т. Стейнлен и К. Кольвиц. Во время первой мировой войны в демократический лагерь мирового искусства вошли выдающиеся представители художественной молодежи — Ф. Мазереель, Дж. Хартфильд и многие другие.
Опираясь на традиции прогрессивного искусства прошлого, реализм 20 векя самостоятельно развивает и обогащает эти традиции, ищет новые изобразительные средства. Наряду с критическим реализмом, зародившимся в прошлом веке, возникает и развивается еще в условиях буржуазного общества социалистический реализм, выражающий марксистское понимание законов общественного развития, пролетарскую, классовую точку зрения художника на окружающую действительность.
Великая Октябрьская социалистическая революция в России ознаменовала начало нового периода в мировой истории. Создание первого в мире социалистического государства изменило соотношение сил в классовой борьбе во всех странах, дало могучий толчок развитию пролетарского революционного движения. Революционная ситуация, возникшая в Европе в 1918—1923 годах, потребовала от каждого представителя художественной интеллигенции определения его общественных позиций.
В период между первой и второй мировыми войнами прогрессивные демократические настроения в художественной среде капиталистических стран продолжали расти, несмотря на все трудности внутренней и международной обстановки, несмотря на все препятствия со стороны правящих классов. Художники зарубежных стран неоднократно проявляли свое уважение и любовь к Советской стране — первой в мире стране социализма. Искусство новой, революционной России приветствовали такие прославленные мастера изобразительного искусства, как Клод Моне, Поль Синьяк, Франк Бренгвин. В 20-х и 30-х годах Советский Союз посетили немецкая художница Кете Кольвиц, бельгийский художник Франс Мазереель, выдающийся мастер французской живописи Альбер Марке, замечательный мексиканский живописец Диего Ривера.
В 30-х годах война в Испании вызвала новую волну активности демократических сил в мировом изобразительном искусстве. Эта активность выразилась в широком выступлении художников в защиту Испанской республики, в создании художественных произведений, изобличающих инициаторов и виновников кровопролития в Испании, душителей демократии. Многие писатели и художники разных национальностей приняли непосредственное участие в сражениях против фашистской диктатуры в Испании. Повсюду проявилось стремление передовых художников служить своим искусством народному движению Сопротивления фашизму. Позже в период второй мировой войны в антигитлеровский лагерь пришли многие зарубежные художники, которые широко использовали все средства искусства в борьбе с фашизмом. Прогрессивные художественные силы всех стран мира опирались на идеи и творческую практику социалистического искусства нашей страны в поисках своих собственных путей борьбы против мировой реакции. Громадное влияние на прогрессивное искусство во всем мире оказали поэзия Маяковского, киноискусство Эйзенштейна и многих других представителей советского искусства. Высокое чувство гражданского долга, проявленное советскими художниками в годы Великой Отечественной войны, вызвало горячий отклик у всех художников мира, стоящих на демократических, антифашистских позициях. Пример и опыт советского искусства помогали идейной консолидации, сплочению всех прогрессивных сил мирового искусства.
Против реалистического искусства при поддержке господствующих классов в буржуазных странах выступил ряд модернистских художественных групп и течений начала 20 века. В их идейно-творческих позициях получают свое завершение стилизаторские и декадентские тенденции, наметившиеся в искусстве последних десятилетий прошлого столетия. Особенно оживились эти группировки в годы после первой мировой войны.
Социально-исторической предпосылкой интенсивного развития модернистского искусства послужил общий кризис буржуазного общества в период империализма с его резким обострением классовых и национальных противоречий, с его захватнической политикой, позволяющей за счет порабощенных стран и колоний «подкормить», улучшить условия жизни своей собственной интеллигенции и так называемой рабочей аристократии. В такой ситуации основная мелкобуржуазная масса интеллигенции, в том числе и художники, постоянно колеблется, пытается остаться в стороне от классовых битв и в конечном счете капитулирует перед буржуазией, идет на служение ее идеологии, ее интересам. Но при этом нельзя забывать, что лучшие представители этой же культурной прослойки отдают все свои силы и знания народу, защищают его интересы, ведут непримиримую борьбу с реакцией.
Для модернистских, формалистических направлений начала 20 века более всего характерен отказ от прогрессивных демократических идеалов, объявление искусства самодовлеющим, независимым от общественных условий. Они отрицают назначение искусства выносить приговор явлениям действительности, стремятся отгородить, изолировать искусство от жизни, а художника — от народа. Возникает искусственное замыкание художника в его мастерской, сведение его деятельности к решению узких, субъективных или даже чисто формальных задач.
Характер ной чертой большинства модернистских направлений является социальный пессимизм, представление о бесперспективности участия художника средствами своего искусства в перестройке общества. В этом находят свое выражение упадочные настроения, охватившие значительную часть европейской интеллигенции, особенно в период реакции между подавлением первой русской революции и началом первой мировой войны. Именно в этот период возникают некоторые основные модернистские художественные направления, принципы и программные установки которых в последующие годы продолжают оставаться основой, подвергающейся лишь некоторым дополнениям или вариациям, для всех модернистских направлений буржуазного общества.
В первую четверть века в выступлениях модернистов звучат зачастую вызывающие ноты анархического индивидуального протеста против буржуазного общества, его морали, вкусов, воззрений. В годы после первой мировой войны часть художников выразила в своем творчестве крушение буржуазных иллюзий, значительно усилив распространение пессимистических настроений и нигилистическое отношение ко всей предшествующей культуре.
Социальный пессимизм и неверие в прогрессивное развитие общества приводят модернистов к провозглашению эстетики уродливого и противопоставлению ее эстетике прекрасного, свойственной всему классическому наследию мирового искусства. Модернисты создают преднамеренно искаженный, извращенный образ мира и человека, вводят в искусство нарочитую недоговоренность формы, подменяют эскизным намеком полноту завершенного пластического выражения.
Реакционный характер носит и распространяющееся в модернистском искусстве отрицание познавательной ценности искусства, роли разума в создании художественного произведения, утверждение подсознательных импульсов в художественном творчестве. Идеалистическая направленность этих идей связывает их с наиболее реакционными буржуазными философскими течениями, враждебными материализму. Борьба против разумного начала в искусстве воплощается модернистами в подмене реального мира, живого образа произвольно условным обозначением—иероглифом, в подделке под творчество первобытных примитивов, под детские рисунки или рисунки душевнобольных. Результатом дальнейшего развития этих тенденций явилось полное уничтожение образности изобразительного искусства, сведение его к пустой игре абстрактными комбинациями линий, пятен и объемов. Вместе с отказом от предметности возникает отказ от какой бы то ни было идейно-эмоциональной содержательности искусства. Душевное движение, переживание, чувства подменяются чисто внешним оптическим ощущением — беспредметная живопись, графика или скульптура теряют всякую самостоятельную эстетическую ценность, перестают быть произведениями искусства.
В настоящее время в капиталистических странах государственной поддержкой пользуются, как правило, лишь формалистические направления, и прежде всего абстракционизм. Так, в США абстракционизм фактически играет роль официального направления в искусстве. Многие крупные музеи США и ряда других стран покупают лишь «произведения» художников-абстракционистов, только им обеспечиваются реклама, поддержка критики и сбыт. По каким же причинам абстракционизм оказывается выгодным капиталистическим властителям западного мира? Прежде всего потому, что искусство, уходящее в область чисто формальных поисков и экспериментов, отказывается от активного вмешательства в жизнь, от критики ее отрицательных явлений, отвлекает внимание как художника, так и зрителя от насущных проблем современности, от выводов, которые могли бы в какой-то мере встревожить господствующий класс. Буржуазные теоретики утверждают, что модернистское искусство, особенно абстракционизм, якобы выражающий дух нашей эпохи, доступны пониманию лишь избранного круга людей, высокоразвитых представителей «элиты» современного общества. Неприятие широкими народными массами абстрактной зауми они объявляют признаком низкого развития «толпы». Таким образом утверждается превосходство верхушки буржуазного общества над народом как некая извечная категория, как непроходимая пропасть между избранными и толпой.
Итак, если в период зарождения формалистического искусства в творчестве некоторых его представителей можно было обнаружить проявление анархического бунта против капиталистической действительности, то в дальнейшем оно становится на путь открытого служения интересам правящих кругов капиталистического мира.
Реакционная сущность всех новейших направлений буржуазного искусства находит свое выражение и в их связи с реакционными философскими теориями современного капиталистического мира. В начале 20 века особое влияние на искусство оказала психоаналитическая теория Фрейда, утверждавшая, что поведение человека определяется не разумом и общественным сознанием, а врожденными инстинктами самосохранения, размножения и т. п., составляющими сложные болезненные психологические комплексы. Эта теория рассматривала человека как биологическую особь, никак не изменившуюся со времен первобытного состояния, покорную наследственным инстинктам крови, расы. Данная теория получила особое развитие в 20-е годы в работах американского психоаналитика Юнга, решительно усугубившего ее реакционные антинаучные черты. Богоискательство, широко распространившееся в начале века среди декадентской части художественной интеллигенции, нашло свое продолжение в нарастающих религиозно-мистических настроениях, которые к середине века привели к смыканию реакционных идей: психоаналитического подсознательного с догматами церкви, с религиозными умонастроениями и мистицизмом. Наиболее ранним примером этого сочетания явились теоретические работы Кандинского. Кроме того, в первые десятилетия 20 века начали развиваться идеи обожествления нового технического уклада, превращения технической вещи в фетиш. Все это вытесняло из искусства человека, обесчеловечивало буржуазную культуру 20 века.
В 20-е годы существующие реакционные идеалистические теории были дополнены учением о неизбежной гибели цивилизации, изложенным Шпенглером в «Закате Европы», воплотившим панический страх буржуа перед социалистической революцией. Американский «прагматизм» утверждал отсутствие исторических закономерностей в развитии общества, рассматривал жизнь общества как хаос и на этом основании призывал к покорности «практически необходимому» капитализму. Применительно к искусству эта теория более всего была разработана американским теоретиком Дьюи в книге «Искусство как опыт» (1934), составившим принципиальное обоснование подсознательного, абстрактного в американском искусстве последующих десятилетий.
Новейшая буржуазная философская теория экзистенциализма, сформировавшаяся в годы второй мировой войны, носит эгоцентрический, антигуманистический характер. Экзистенциализм проповедует неограниченную свободу личности, свободу от каких-либо общественных обязательств, моральных и этических норм. В известной мере эта теория служила лицемерным оправданием коллаборационизма в оккупированных гитлеровцами странах. В послевоенные годы апологеты формализма стараются подкрепить ею анархо-индивидуалистическое толкование свободы творчества, оправдать бегство художника от жизненной реальности в хаос и бесконтрольность абстрактного беспредметничества.
Борьба двух идеологий в области искусства более всего выражается в конфликте между реализмом, связанным с демократической идейностью, с одной стороны, и абстракционизмом, являющимся крайним воплощением в искусстве антигуманистических реакционных буржуазных идей, — с другой. Вместе с тем эта борьба происходит в сознании множества отдельных художников, придает их творчеству двойственный, внутренне противоречивый характер, определяет колебания и изменчивость их общественных и художественных позиций. Именно поэтому весь ход развития искусства в 20 веке представляется столь сложным, бурным и чреватым внутренними противоречиями, отражающими воздействие на него социальных конфликтов эпохи.

<<< Румынское искусство конца 19 - начала 20 века. Искусство Румынии.

Архитектура до второй мировой войны. >>>

История искусства >>>