Культура и искусство Передней Азии первой половины 1 тысячелетия до н. э. Ахеменидский Иран (6—4 вв. до н. э.)

Древнеперсидским царям из династии Ахеменидов удалось подчинить силой оружия огромную территорию. К 5 в. до н. э. рабовладельческое деспотическое персидское государство стало, правда, на непродолжительный срок, могущественнейшей державой Востока. К этому времени в его состав были включены Вавилония и Ассирия, Малая Азия и Египет, Мидия, Армения, Сирия и даже Средняя Азия. Включение это было насильственным и не прочным (ряд областей даже сохранил некоторую самостоятельность). Однако многочисленные народы со своеобразной культурой внесли свой вклад в сложение культуры и искусства ахеменидского Ирана.
Как и в искусстве Ассирии и Вавилона, в искусстве Ирана архитектура продолжала сохранять ведущее положение. Особенно развилось дворцовое строительство, грандиозное по масштабам, пышное по декоративному оформлению, как бы олицетворявшее мощь государства и его правителей.
Изобразительное искусство носило ярко выраженный придворный характер и, как и архитектура, прославляло ахеменидских правителей.
Архитектура. От культовой архитектуры ахеменидского Ирана дошло всего несколько памятников. Это т. н. «Гробница царя Кира» в его столице Пасаргадах (около 530 г. до н. э.) и скальные гробницы в Накш-и-Рустеме (5 в. до н. э.).
Гробница Кира имеет прямоугольный план, двускатную крышу и небольшую дверь на одной из торцовых сторон. Форма гробницы является как бы прототипом античного храма. Возвышается эта постройка на основании в шесть ступеней. Площадь гробницы 3,16×2,18 м.
Наиболее характерные и яркие памятники дворцовой архитектуры сохранились в городах Персеполе и Сузах — столицах Ахеменидского государства.
Дворец в Персеполе. Дворцовый ансамбль в Персепопе сооружался в течение долгого времени, с 6 по 4 в. до н. э., при нескольких царях. Как и в ассирийской архитектуре, дворец был построен на искусственной каменной платформе. Он включал в себя приемные залы-ападаны, помещения служебного назначения, например кладовые, и жилые помещения.
На платформу дворца вели пандус и двойная лестница, украшенная рельефами, и пропилеи с четырьмя семнадцатиметровыми колоннами. Все это производило величественное впечатление, которое усиливалось еще благодаря тому, что по сторонам входа стояли два огромных крылатых быка, близких ассирийским «шеду», но более грандиозных по размерам, хотя и не монолитных, а сложенных из многих кусков камня. (При выходе во двор стояли такие же быки, но с человеческими головами.)
Однако наиболее торжественной и величественной была сама 36-колонная ападана Ксеркса (приемный зал площадью 62,5×62,6 м, окруженный с трех сторон двойными портиками). Колонны, легкие, стройные и очень высокие (высота их 18,6 м), были помещены на расстоянии в 8,7 м друг от друга, так что создавалось ощущение простора и свободы.
В 5 в. до н. э. в Персеполе была построена еще одна ападана, в которой было сто колонн, по десять в ряд.
Грандиозной была и ападана в Сузах с колоннами высотой в 20 м и диаметром в 1,6 м. В капители колонны были включены изображения быков. Архитектура ападан имеет прямую связь с архитектурой Урарту, о чем свидетельствуют, например, остатки упомянутого тридцатиколонного зала, открытого в крепости Ирпуни на холме Арин-берд под Ереваном.
Декоративный эффект, производимый колоннами, повышался еще благодаря тому, что они были сделаны из камня разных оттенков, а детали капителей и баз были покрыты позолотой.
Стены дворцовых помещений и лестниц украшались рельефами, сюжеты которых отличаются от сюжетов рельефов Ассирии и Вавилона: это главным образом изображения шествия данников — представителей покоренных народов, отрядов личной охраны царя, а также сцены приема царем послов и борьбы царя с дикими и фантастическими животными. Декоративность, красочность отделки дворцовых помещений достигались и благодаря настенным росписям и ярким многоцветным изразцам. Примером может служить изразцовый фриз из дворца в Сузах с фигурами царских телохранителей, так называемых «бессмертных», в богато украшенных одеждах. Все лица телохранителей одинаковы и бесстрастны.
Ахеменидское искусство в значительной степени эклектично, оно использовало мотивы и формы, созданные ранее народами Передней Азии. Но оно внесло и новое в композицию сооружений и декоративные детали.
Ахеменидская империя, последнее государство древневосточного типа, пала под натиском более передового в экономическом отношении эллинского мира.

Искусство Древнего Востока сыграло важную роль в развитии художественной культуры человечества. Оно создало ценности общемирового значения. В условиях рабовладельческих деспотий, безусловно тормозивших развитие правдивого, демократического искусства, тем не менее появлялись и крепли реалистические начала, которые давали возможность мастерам Египта, Ассирии, Вавилона, Урарту, Ирана выражать большие идеалы своего времени, прославлять человека, его физическое совершенство и разум. Из искусства Древнего Востока многое почерпнули художники Древней Греции. Это касается и архитектуры, и ваяния, и живописи. Творчество мастеров Древнего Востока продолжает волновать и современного зрителя, который видит в нем неисчерпаемый источник самых различных художественных идей.

<<< Культура и искусство Передней Азии первой половины 1 тысячелетия до н. э. Урарту (13—6 вв. до н. э.)

Античное Искусство. Введение. >>>

Иллюстрации к разделу >>>