Культура и искусство Передней Азии первой половины 1 тысячелетия до н. э. Урарту (13—6 вв. до н. э.)

Государство Урарту, древнейшие сведения о котором в ассирийских текстах восходят к 13 в. до н. э., существовало до начала 6 в. до н. э., а наивысшего могущества достигло в 9—7 вв. до н. э. Урарту было рабовладельческим государством, правящая верхушка которого силой оружия присоединяла к основной территории новые области, часто не разоряя их (как это было, например, с Закавказьем), а подчиняя наместнику и облагая определенной данью.
Таким образом, эти области сохраняли возможность в той или иной мере развивать свою экономику и культуру.
В настоящее время наиболее изученной частью Урарту является ее центральная область — Биайнили и области южного Закавказья, входящие в состав закавказских советских республик.
Архитектура. В Урарту высокого уровня достигла техника обработки камня. В связи с этим развернулось строительство в центральной части государства, области Биайнили у озера Ван, где находилась столица Урарту — город Тушпа (современный город Ван), а также на окраинах в присоединенных областях.
В столице урарты возводили из камня и кирпича-сырца жилые здания и дворцовые постройки в несколько этажей, мощные крепостные стены, вырубали в скалах многокомнатные помещения, сооружали, высекая в камне, оросительные каналы (некоторые из них сохранились до наших дней).
Очень яркую картину строительства на окраинах, в подчиненных районах дают раскопки урартской крепости первой половины 7 в. до н. э. Тейшебаини на вершине Кармир-блура (Красного холма) под Ереваном в Армении.


План крепости в Кармир-блуре

Раскопки другой урартской крепости Ирпуни, первой четверти 8 в. до н. э., на холме Арин-берд, также под Ереваном, дали возможность познакомиться с урартской постройкой еще одного типа — зданием дворцового характера с многоколонным залом и помещениями, расположенными вокруг него. Колонный зал этой постройки свидетельствует о связях урартской архитектуры с архитектурой ахеменидского Ирана.
Существовали в Урарту и храмовые сооружения. О храме конца 9 в. до н. э. верховного бога Халда в городе Мусасире, культовом центре Урарту, можно судить по изображению на одном из ассирийских рельефов, где показана сцена его разграбления ассирийскими воинами.
В отличие от одновременных храмовых построек Двуречья мусасирский храм имеет двускатную крышу и фронтон, завершающийся копьем, символом бога Халда. На фасаде были поставлены шесть колонн без баз и капителей, разделенных на несколько частей горизонтальными валиками и украшенных висящими на них декоративными щитами. Храм стоял на высокой платформе, на которой между колоннами были помещены бронзовые статуи воинов и скульптурная группа — корова, кормящая теленка.
Скульптура. Кроме вышеупомянутых статуй, существовало и много других из бронзы и камня. Например, в Государственном музее Грузии, в Тбилиси хранится урартская статуя царя или бога из базальта. Малорасчлененная, статичная, она близка к ранней ассирийской скульптуре. Дошло и довольно много урартских статуэток из бронзы и слоновой кости, найденных в Ване, на Топрах-кале и на Кармир-блуре.
Росписи. За последние годы на Кармир-блуре и Арин-берде открыты и остатки урартских настенных росписей. Это декоративные орнаменты — розетки, пальметки, фигуры божеств, стоящих на животных, сцены поклонения священному дереву, расположенные в виде фризов на стенах. Росписи сделаны по белому фону яркими минеральными красками (красной, синей и черной); все изображения обведены темным контуром. По стилистическим особенностям, мотивам и сюжетам урартские росписи очень близки к ассирийским.
Рельефы. Стены дворцовых помещений облицовывали также каменными плитами, которые покрывали рельефом. Об этом свидетельствуют, например, куски мраморной облицовки с вырезанными на ней изображениями быков, деревьев и орнаментов, которые были найдены на Топрах-кале (Ленинград, Эрмитаж).
Торевтика. В урартской дворцовой и храмовой архитектуре широко применялось и такое убранство, как декоративные бронзовые щиты, украшенные рельефными львиными головами и гравированными по концентрическим кругам изображениями быков и львов; декоративные бронзовые колчаны с чеканными и гравированными изображениями воидов на лошадях и колесницах, расположенными поясами, один над другим. Такие щиты и колчаны были найдены на Кармир-блуре и на Топрах-кале.
Бронзовая скульптура. Высокого умения достигли урартские мастера в деле отливки бронзовых изделий по восковой модели. В этой технике исполнена группа фигурок, крылатые быки и львы с человеческими головами, фигурки божеств, стоящих на животных, которые когда-то украшали трон (Ленинград, Государственный Эрмитаж).
Искусство Урарту оказало влияние на искусство народов Закавказья и ахеменидского Ирана.


<<< Культура и искусство Передней Азии первой половины 1 тысячелетия до н. э. Искусство Нововавилонского царства (7—6 вв. до н. э.)

Культура и искусство Передней Азии первой половины 1 тысячелетия до н. э. Ахеменидский Иран (6—4 вв. до н. э.) >>>

Иллюстрации к разделу >>>