Французское Искусство Середины и Второй Половины 19 Века. Французская скульптура.

Подъем реализма во французской пластике происходит позднее, чем в живописи, и в 1850—1860-е годы не достигает глубины и последовательности демократического реализма Домье, Курбе или Милле. Скульптура в гораздо большей степени, чем живопись, находилась во власти академизма, а в Салонах основное место занимали произведения учеников и последователей Каковы, создававших все новые варианты безжизненных и холодных статуй на темы античности. Эти же скульпторы принимали участие в украшении правительственных зданий, обнаруживая при этом полную эклектичность своего творчества. Тесно связанная с архитектурой, пережившей в середине 19 века упадок, монументальная скульптура не находила простора для своего развития. На этом безрадостном фоне выделялись произведения Карпо и Далу.
Жан-Батист Карпо. Жан-Батист Карпо (1827—1875) был учеником Рюда. Влияние учителя ощущается в его ранних работах: статуэтке «Неаполитанского рыбака» (1858, Лувр) и группе «Уголино» (1860—1862, Лувр), созданных в Италии. Образы Уголино и его сыновей, брошенных врагами в башню голода (тема заимствована из Дантова «Ада»), трактованы Карпо с подлинной жизненной правдивостью. Их лица искажены страданием, а тела пронизаны то внешней динамикой, то сдержанным напряжением, то предсмертной расслабленностью. Все это, а также живая, темпераментная трактовка формы не могло не вызвать отрицательной реакции в академических кругах Парижа. Двери Академии оказались навсегда закрытыми для Карпо, хотя многие его произведения, особенно те, в которых проявлялись черты салонности и внешней красивости, пользовались успехом в верхах общества.
К лучшим работам скульптора относятся монументально-декоративные композиции: горельефы «Флора» (1866), «Танец» (1869), фонтанная группа «Четыре части света» (1867—1872), а также некоторые портреты. Декоративные скульптуры Карпо разительно отличались от произведений академистов. Смелость композиции, жизнерадостность и динамичность образов, чувство ритма сочетаются в них с изяществом, гибкостью форм, живописной лепкой объемов. Такова лукаво улыбающаяся Флора и окружающие ее пухлые младенцы, таковы увлеченные стремительным танцем фигуры, украшающие фасад Парижской оперы.
Среди портретов Карпо наиболее интересны портреты представителей француз ской интеллигенции: композитора Гуно, архитектора Гарнье, артистки Фьокр и других.
Жюль Далу. Жюль Далу (1838—1902) по складу своего дарования ближе Курбе или Милле. В его творчестве также утверждается современная тема, а его героями являются люди труда: землекоп, сеятель, литейщик. Далу одним из первых показал в скульптуре красоту работающего человека, увидел пластическую выразительность тела человека, занятого физическим трудом.
Творческий и жизненный путь Далу был нелегок. Он начал выставляться в 1860-е годы; причем уже его ранние работы выделялись среди произведений академистов реалистической трактовкой образа («Бретонка», Эрмитаж).
В 1871 году скульптор решительно встал на сторону Коммуны, был избран хранителем луврских коллекций. Приговоренный к пожизненной каторге после поражения Коммуны, Далу бежал в Англию, где находился вплоть до амнистии 1879 года. Там он работал над небольшими статуэтками крестьян, а также своих родных, насыщая их образы глубокой поэтичностью. По возвращении во Францию Далу более 20 лет трудился над осуществлением «Памятника республике» (1879—1899, Париж, площадь Наций). Эта колоссальная группа увенчана аллегорической фигурой республики, стоящей в торжественной позе. Постаментом для нее служит колесница, вокруг которой Далу расположил ряд фигур. Особенно выделяется мощно моделированная фигура кузнеца. Несмотря на грандиозность замысла, в памятнике отчетливо проявляются черты эклектики, внешней эффектности.
Лучшими в наследии Далу являются подготовительные работы для неосуществленного «Памятника труду», которому он посвятил последние годы жизни. Они говорят о прогрессивности идеалов Далу, реализме его искусства. Наиболее известны статуи сеятеля, землекопа, крестьянина. Скульптор подчеркнул в их облике силу, упорство, привычку к труду. Трактовка формы у Далу более спокойна, определенна, чем у Карпо. Его образы сдержаннее, проще, а зачастую и глубже. Богаты по содержанию и выразительны по форме его портреты на надгробиях Бланки (1885) и Нуара (1891) на кладбище Пер-Лашез.

<<< Французское Искусство Середины и Второй Половины 19 Века. Академическая живопись.

Искусство Германии Середины и Второй Половины 19 Века. Общая характеристика реализма в Германии. >>>

История искусства >>>