Искусство Германии Середины и Второй Половины 19 Века. Общая характеристика реализма в Германии.

Сложение реалистического направления в Германии запаздывает по сравнению с Францией. Немецкий реализм оказывается более половинчатым, измельченным, что находит свое объяснение в общественно-политической жизни страны. Вплоть до 1870 года Германия оставалась раздробленной. Напуганная активностью пролетариата в революции 1848—1849 годов, буржуазия предала интересы народа и заключила союз с монархией. Предательство буржуазии и слабость немецкого пролетариата привели «...к подавлению революционного народа и к торжеству «урядника и вахмистра» . Когда после франко-прусской войны произошло образование Германской империи, то во главе государства стали прусское юнкерство и консервативная буржуазия. Экономическая и политическая раздробленность, филистерская ограниченность буржуазии и слабость рабочих мешали развитию демократических и социалистических тенденций в культуре. Связанные с эпохой революции 1848—1849 годов, эти тенденции отошли на задний план в годы реакции, когда в области идеологии господствующее положение заняли консервативные течения. К. Маркс и Ф. Энгельс, беспощадно критикуя реакционные явления немецкого искусства, отмечали эти демократические тенденции. Особое внимание они уделяли зарождавшейся рабочей поэзии.
Революция 1848—1849 годов дала мощный толчок развитию сатирического искусства в Германии. На страницах журналов «Кладдерадач», «Флигенде блеттер» печатались многочисленные карикатуры на короля, членов правительства, парламент. Однако далеко не все немецкие художники стояли на прогрессивных позициях. А. Ретель, например, выступил с серией гравюр «Новая пляска смерти» (1849), носящей ярко выраженный контрреволюционный характер (см. выше).

<<< Французское Искусство Середины и Второй Половины 19 Века. Французская скульптура.

Искусство Германии Середины и Второй Половины 19 Века. Дюссельдорфская школа. >>>

История искусства >>>