Культура и искусство Передней Азии первой половины 1 тысячелетия до н. э. Искусство Нововавилонского царства (7—6 вв. до н. э.)

В 612 г. до н. э. столица Ассирии Ниневия была взята царем Вавилонии Набопаласаром в союзе с мидянами и подвергнута полному разрушению, а вся страна была опустошена. Гегемония снова и в последний раз перешла к городу Вавилону, который, кроме политического значения, приобрел роль крупнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии.
Архитектура Нового Вавилона. Одним из наиболее деятельных царей времени Нового Вавилона был Навуходоносор II (604—562 гг. до н. э.), который проводил завоевательную политику и значительно раздвинул границы государства. Осуществлял он и грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство. Много сведений оставили нам об этом времени греческие авторы — Геродот, Диодор, Страбон (например, о зиккурате Вавилона и др.).
Архитектура во время Нововавилонского царства была ведущим видом искусства. До нас дошли остатки ряда архитектурных памятников.
Судя по материалам раскопок и по описаниям, Вавилон нового времени был огромным, правильно распланированным городом, с улицами, пересекавшимися под прямым углом. .Он был окружен тройной мощной стеной, в которой были сделаны восемь ворот, носившие имена восьми главных богов. Многочисленные башни на очень широких стенах и выложенный кирпичом ров довершали мощные оборонительные укрепления города. Кроме того, в городе было очень много различных культовых построек: храмов, небольших святилищ, уличных алтарей.
Ворота Иштар. С северной стороны в городской стене находились ворота богини Иштар в виде четырех квадратных в плане башен с арочным проходом, за которыми начиналась основная магистраль — прецессионная дорога, считавшаяся священной, т. к. она вела к главному храму Вавилона, так называемому «Эсагила», посвященному богу Мардуку. Прецессионная дорога была замощена плитами известняка с инкрустацией из красной брекчии. Городская стена, башни ворот, стены по сторонам прецессионной дороги были сложены из обожженного кирпича, причем на отдельных кирпичах были сделаны рельефным штампом фигуры идущих львов, быков и драконов — символы божеств. Рельефы были покрыты цветной глазурью.
«Вавилонская башня». Рядом с главным святилищем Вавилона, храмом бога Мардука, находился знаменитый уже в древности зиккурат «Этеменанки», о котором говорится в Библии как о «Вавилонской башне». Высота его была 90 м, а площадь основная достигала 90×90 м. Он состоял из семи уступов, выкрашенных в разные цвета и посвященных семи божествам. На самом верху его находилось небольшое святилище, выложенное снаружи бирюзово-голубым глазурованным кирпичом, считавшееся жилищем бога Мардука и его жены, богини утренней зари Сарпанит. Здесь стояла золотая статуя бога Мардука.
Дворец Навуходоносора II. Раскопками были открыты остатки двух дворцов царя Навуходоносора II, на искусственных платформах, с помещениями, располагавшимися вокруг открытых дворов. Фасадная стена тронного зала одного из дворцов была облицована глазурованным кирпичом с изображениями по темно-синему фону ряда стройных колонн с золотисто-желтыми стволами и закручивающимися на две стороны волютами капителей (прообраз капители греческого ионического ордера), между которыми свисали гирлянды лотосов. Выше тянулся фриз из бело-желтых пальметок и бирюзово-голубых ромбов. В общем, создавалось впечатление легкой ограды, перевитой цветами, впечатление очень красочное благодаря умелому подбору синего, голубого, желтого, белого и черного цветов, а также блестящей прозрачной глазури. В другом, летнем дворце находились когда-то знаменитые «висячие сады», т. е. зеленые насаждения на искусственных террасах, поддерживаемых сводами. Через каналы, колодцы и другие устройства подавалась вода из Евфрата для поливки этих насаждений.
Искусство Нового Вавилона имело, в первую очередь, декоративное назначение. Изображали реальных и фантастических священных животных, растения, орнаменты. Новых образов искусство этого времени почти не создало. В нововавилонском искусстве уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей — сцены военные и дворцовой жизни. Сцены поклонения божеству, изображенные на цилиндрах-печатях, часто превращаются в трудночитаемую схему.
Вскоре после смерти Навуходоносора II политическое и экономическое могущество Вавилона падает. В 538 г. до н. э. Вавилон был завоеван персидским царем Киром II и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов.

<<< Культура и искусство Передней Азии первой половины 1 тысячелетия до н. э. Искусство Ассирии (9—7 вв. до н. э.)

Культура и искусство Передней Азии первой половины 1 тысячелетия до н. э. Урарту (13—6 вв. до н. э.) >>>

Иллюстрации к разделу >>>