В 1811 году архитектором Белланже и инженером Брюне был построен Хлебный рынок в Париже с куполом, диаметром в 40 метров, основанным на - чугунных ребрах.
В 1829—1830 годах в Париже по проекту архитектора Фонтана была сооружена Орлеанская галерея с необычайно легкой стеклянной крышей полуциркульных сводчатых очертаний. Она явилась образцом для многочисленных выставочных и вокзальных зданий позднейшего времени. Орлеанская галерея была разобрана в 1935 году.
Для внедрения в строительство новых материалов и конструкций имело большое значение развитие математики и механики. Труды крупных ученых — Навье, Кремона, Кульмана и других, относящиеся к 1830—1860 годам, позволили широко применять в строительстве статический расчет конструкций, точно определять усилия, возникающие в конструкциях, и необходимые размеры частей зданий.
Первым случаем широкого применения в архитектуре металлического каркаса здания был построенный в 1843—1850 годах французским архитектором Анри Лабрустом читальный зал библиотеки св. Женевьевы в Париже. Его перекрытие образуется системой плоских куполов, покоящихся на тонких чугунных колонках. Каждый куполок имеет в верхней своей части круглое остекленное отверстие для пропуска света. Несмотря на новизну и рациональность конструкции, отдельным ее элементам архитектор счел необходимым придать архаичную форму, в частности тонкие чугунные столбы обработаны им в виде античных колонн с коринфскими капителями. Позже, в 1850—1860-х годах, та же система была использована Лабрустом в здании Национальной библиотеки в Париже. В обоих случаях металлические конструкции колонн и арок вложены еще в «футляр» наружных кирпичных стен.
К Всемирной выставке 1851 года в Лондоне Джозефом Пэкстоном менее чем за 4 месяца был построен колоссальных размеров Хрустальный дворец. Площадь его составляла почти 72 тысячи квадратных метров, что примерно в 12 раз превышает размеры собора св. Петра в Риме. Каркас этого сооружения, состоящий из чугунных стандартных секций и деревянных арок, был почти полностью покрыт стеклом. Внутри Хрустального дворца находились театр, концертный зал и выставки. Смелая идея Пэкстона, садовника по профессии, одержала верх над 233 проектами архитекторов различных стран, представленными на специально организованный конкурс. Реализация замысла Пэкстона имела большое значение для дальнейшего прогресса архитектуры. Хрустальный дворец был, по существу, первым примером применения в строительстве в больших масштабах сборной конструкции. Последняя совершенно не была замаскирована, а служила так же, как и огромные поверхности стекла, основным средством эстетического воздействия.
С 1853 года архитектор Виктор Бальтард возводит в Париже комплекс Центрального рынка, состоящий из ряда торговых корпусов с железной остекленной конструкцией.
Возводятся и другие смело и оригинально задуманные в архитектурно-конструктивном отношении сооружения — вокзалы, магазины, музейно-выста-вочные залы. В 1852 году архитектор Льюис Кьюбитт строит лондонский вокзал Кинге Кросс с двумя гигантскими цилиндрическими остекленными сводами, каркас которых составляют изогнутые металлические балки. Вся сила выразительности заключена здесь в этих сводах, легких и ажурных, охватывающих собой огромное пространство. В 1850-х и 1860-х годах строятся и другие крупные лондонские и парижские вокзалы.
К 1850-м годам относится и Читальный зал Британского музея в Лондоне, имеющий круглую форму и перекрытый огромным куполом (диаметром 42,6 м), конструкция которого образуется радиально расположенными металлическими ребрами, сходящимися со всех сторон к круглому остекленному отверстию.
В Париже во второй половине века складывается тип большого многоэтажного универсального магазина. Интереснейшим образцом подобного здания является построенный в 1876 году Г. Эйфелем и Л. Буало универсальный магазин «О бон марше», в основе решения которого — обнаженная металлическая конструкция опор и перекрытий.
И все же, несмотря на очевидные успехи строительной техники и на появление ряда прогрессивных сооружений, эклектический метод пользовался большим распространением, и основная масса зданий продолжала оформляться в традиционных архитектруных формах.
<<< Архитектура европейских стран середины и второй половины 19 века. Эклектизм.