Архитектура европейских стран середины и второй половины 19 века. Эклектизм.

Эклектизм, укрепившийся в 30-х годах, явился архитектурно-творческим методом всего 19 века.
Важным фактором в развитии архитектуры рассматриваемого периода был быстрый и решительный прогресс строительной техники, обусловивший коренные изменения в применяемых материалах и конструкциях.
Уже с начала 19 века в строительстве начали активно использоваться металлы — чугун, затем железо; во второй половине столетия был осуществлен переход к стали, позже начал применяться железобетон. С каждым десятилетием роль новых строительных материалов все более возрастала, однако в течение долгого времени они рассматривались как вспомогательные и скрывались под каменными оболочками или же приобретали старые, не свойственные им, декоративные формы.
Строительная техника в условиях 19 века значительно продвигается вперед, прогрессирует, в композиционном же отношении архитектура, наоборот, обращается вспять, к давно отошедшим в область истории стилям. Между технической и художественной сторонами архитектуры возникают «ножницы», которые с течением времени расходятся все больше и больше.
Уже в 1830—1840-х годах во Франции, Германии, Англии появляются здания, на облике которых отразились увлечения их авторов раннехристианской, готической, мавританской архитектурой, флорентийским ренессансом.
В 1840—1860 годах архитектором Чарльзом Бэрри совместно с Огастесом Пьюджином строится в Лондоне большое здание Парламента, целиком осуществленное в формах английской готики. Строители этого сооружения имели цель как можно ближе подойти к характеру подлинных сооружений готического стиля.
Подобное копирование стилей прошлого отмечается и в других сооружениях этого времени.
С 1861 по 1875 год в Париже возводится здание Большой оперы (архитектор Шарль Гарнье), пышная отделка которого воспроизводит декоративные формы европейского барокко 17 века. Фасад и интерьеры театра изобилуют лепными декоративными деталями. Особенно богато оформление парадной лестницы и фойе, выполненных из цветных мраморов и бронзы.
Во второй половине века в Берлине и Будапеште были возведены крупные общественные сооружения. Здание Парламента в Будапеште было построено архитектором И. Штейндлем (1855—1870). Заостренная форма купола, башенки и пинакли, стрельчатые арки, контрфорсы придают этому вполне современному зданию «средневековый», «готический» характер. Рейхстаг в Берлине был создан по проекту архитектора Пауля-Валло (1884—1894). Вся декорировка сооружения выполнена в «ренессансно-барочном» стиле.
Одновременно с Рейхстагом на площади Лустгартен архитектором Юлиусом Рашдорфом был возведен главный берлинский собор (1893), также решенный в формах барочной архитектуры.
Все эти здания обладают вполне современными планами, в них применены металлические и иные новые конструкции, но архитектурно-декоративные формы основаны исключительно на копировании и смешении мотивов старых, «исторических» стилей.
Для расширения представлений художественных кругов о средневековой архитектуре, интерес к которой в это время был особенно велик, большое значение имела деятельность видного французского архитектора, ученого археолога Виолле ле Дюка (1814—1879), реставрировавшего научными методами капеллу Сен-Шапель, собор Парижской богоматери и замок Пьерфон.
Помимо названных выше крупных зданий 19 века, оформленных «в разных стилях», можно выделить ряд современных им сооружений, в которых давалось иное, принципиально новое архитектурное решение.

<<< Архитектура европейских стран середины и второй половины 19 века. Общая характеристика развития архитектуры 19 века.

Архитектура европейских стран середины и второй половины 19 века. Использование новых строительных материалов и конструкций. >>>

История искусства >>>