Альфред Ретель. Одаренным мастером исторического жанра был дюссельдорфский художник Альфред Ретель (1816—1859). Ему принадлежат картоны фресок из жизни Карла Великого в ратуше города Аахен (1847—1851). Четыре фрески из цикла были выполнены на стене самим Ретелем. В этих фресках проявились характернейшие черты направления, к которому он принадлежал. Исторические сцены трактованы в романтически приподнятом духе; в них создан собирательный образ средневековья; форма строится не столько живописными средствами, сколько с помощью линейного рисунка. Наиболее известны графические работы Ретеля, особенно гравированный цикл рисунков «Новая пляска смерти», являющийся памфлетом на революцию 1848 года. По своей форме цикл построен на следовании традициям немецкой гравюры 15—16 веков, отличается мастерским владением линейным рисунком, заостренной характеристикой сатирических образов. Общий результат, однако, получается несколько дидактическим и оставляет ощущение внутренней опустошенности. Наряду с реакционностью идей в нем чувствуется ретрос-пективность художественного решения, отсутствие ощущения современности.
Карл Лессинг. Новый шаг был сделан в исторической живописи в Дюссель» дорфе Карлом Лессингом (1808—1880). Лессинг первым в Германии выдвинул в решении исторической картины проблему психологического переживания («Королевская чета, оплакивающая смерть дочери», 1830, Эрмитаж), а затем поднял тему народного антифеодального и антиклерикального движения в картинах «Проповедь гуситов» (1836) и «Гус перед казнью» (1850; обе — Берлин, Национальная галерея). Постановка этих прогрессивных проблем является несомненной заслугой Лессинга, несмотря на традиционность его художественных приемов.
<<< Немецкое Искусство Первой Половины 19 Века. Романтический пейзаж.
Немецкое Искусство Первой Половины 19 Века. «Бидермайер». >>>