Филипп Отто Рунге. Начало этого направления было заложено в позднем творчестве Филиппа Отто Рунге (1770—1810). Рунге работал более всего в Гамбурге. Ему принадлежат многие реалистические портреты, в том числе прекрасн ый «Портрет семьи художника», «Автопортрет» (1806, Гамбург). Они отличаются точностью передачи натуры и большой душевной простотой и непосредственностью несколько наивного восприятия мира. В последнее десятилетие своей жизни Рунге задумывает триптих, представляющий символическое изображение вечности и бесконечности жизни природы, в которую вливается, растворяяс ь, жизнь человека. Сохранившейся законченной частью триптиха является картина «Утро» (1808, Гамбург). В ней прекрасный весенний пейзаж с восходом солн ца оказывается наполненным множеством аллегорических фигур. Сочетание pea ль-ного с фантастическим, свежего и искреннего восприятия природы с запутан ным абстрактным аллегоризмом и наивной символикой составляет отличительные о со-бенности нового романтического направления, проявившиеся в этой картине в таком обнаженном виде, в каком они более не появляются впоследствии.
Каспар Давид Фридрих. Крупнейшим мастером этой ветви романтизма и всей немецкой живописи первой трети 19 века стал Каспар Давид Фридрих 1774—1840). Он родился и вырос в Грейфсвальде, маленьком портовом городе балтийского побережья. После обучения в Копенгагене и Дюссельдорфе Фридрих обосновался в Дрездене.
Как и Рунге, он никогда не пользовался большой известностью и успехом и зачастую находился на краю нищеты. Особо надо отметить, что творчество Фридриха привлекло внимание русского поэта В. А. Жуковского, который высоко оценил творчество немецкого художника и способствовал тому, что многие его картины были приобретены в России.
Картины Фридриха проникнуты чувством восторженного восхищения красотой природы, настроением тихого созерцания и самоуглубления. Фридрих часто изображает персонажи своих картин спиной к зрителю, погруженными в наблюдение расстилающегося перед ними пейзажа, например «Двое, созерцающие луну» (1819—1820, Дрезденская галерея). Излюбленными мотивами его картин являются плоские берега или готические силуэты старинных городов немецкого побережья Балтийского моря, горы Саксонии, Тюрингии и Силезии — «Воспоминание о Великановых горах» (1835), «Утро в горах» (обе в Эрмитаже). Художник избирает состояние природы, наиболее соответствующее романтическому переживанию, — восход луны, вечерний закат или раннее утро. Пейзажи Фридриха построены на материале внимательных набросков, и их линейный рисунок точно передает натуру, избранную художником, правда с некоторым обобщением и тонкой ритмической организацией очертаний основных масс. На этой линейной основе художник развертывает весьма своеобразное колористическое решение крупными плоскими пятнами чистых тонов.
Многие другие художники, писавшие в этот период редкостные или величественные мотивы природы — альпийские и лесные виды, широко распространяли в немецкой пейзажной живописи романтические настроения.
Карл Блехен. Крупнейшим мастером немецкой пейзажной живописи был берлинец Карл Блехен (1798—1840). Начав со следования примеру Фридриха и его группы, Блехен пошел по пути более смелых колористических исканий и большего приближения к природе. Это сказалось уже в таких ранних, еще романтических по настроению произведениях, как «Удар молнии». Его небольшие по формату картины показывают быстрый рост высоких реалистических достижений. Во время путешествия в Италию в 1827 году Блехен проявляет себя как трезвый и внимательный наблюдатель, как мастер правдивой передачи яркости и красоты естественных свето-цветовых отношений итальянской природы («Кастель Гандольфо», 1832, «Часть парка в Терни», обе — Берлин, Национальная галерея). Вернувшись в Германию и став в 1830 году профессором Академии в Берлине, в последнее десятилетие своей жизни Блехен так смело и красочно пишет простые, непритязательные мотивы природы в их естественном состоянии, что это дает основание считать его основателем новой школы немецкого реалистического пейзажа. Его «Пальмовая оранжерея на Павлиньем острове» (1834) или «Вид на дома и сады» (обе — Берлин, Национальная галерея) показывают смелую и верную трактовку свето-воздушных отношений и цветовую насыщенность колорита, превосходя намного все, что создавалось в немецком искусстве этого периода.
<<< Немецкое Искусство Первой Половины 19 Века. Романтики-«назарейцы».
Немецкое Искусство Первой Половины 19 Века. Историческая живопись. >>>