Французское искусство первой половины 19 века. Графика.

Большую роль в развитии французского искусства этого времени сыграла графика. Усовершенствование ксилографии Бюиком и изобретение литографии Алоисом Зенефельдером в конце 18 века открыли перед художниками новые широкие технические возможности. С помощью литографии они смогли обратиться к гораздо более широкому кругу зрителей, быстрее реагировать своими работами на злободневные темы. В работе над многочисленными иллюстрированными изданиями и альбомами эстампов во втором и третьем десятилетиях 19 века сформировались многие выдающиеся художники. Альбомы «Живописных путешествий» помогли объединиться значительной группе графиков.
Никола Туссен Шарле. Наиболее крупным из них был Никола Туссен Шарле (1792—1845). Начав с издания серии так называемых «Военных костюмов» (1815—1817), Шарле в течение многих лет продолжал выступать с литографскими рисунками, в которых сцены военной жизни'республики и империи перемежались со сценами современного быта ремесленных и крестьянских слоев народа. Большинство этих рисунков имело в основном демократическую направленность, художник прямо или косвенно выступал в них против реакционного режима реставрации. Крупнейшим произведением Шарле в живописи является его картина «Возвращение из России» (1836, Лион) — правдивое и трагическое по настроению изображение разгрома наполеоновской армии.
Огюстп Раффе. Последователем Шарле был Огюст Раффе (1804—1860), искусство которого достигает наивысшего расцвета в 30-е годы. В это время Раффе создает ярко романтические литографии, посвященные войнам республики и наполеоновским походам. Настоящим шедевром по динамичности композиции и рисунка, по поэтической выразительности является лист «Ночной смотр» (1837), наиболее яркое произведение французской романтической графики после иллюстраций к «Фаусту» Делакруа. В литографиях «Накануне» и «На другой день» (1836) Раффе с большой простотой, убедительностью и реалистическим мастерством изображает беззаботное веселье накануне боя и мрачную картину усыпанного жертвами поля битвы.
После революции 1830 года наступил пятилетний период свободы печати. В этот короткий срок необычайно широко развилась во Франции политическая и социальная карикатура, центром которой стал журнал «Ля Карикатюр», основанный художником и публицистом Шарлем Филиппоном (1800—1862). В этом журнале, а затем в другом журнале Филиппона — «Шаривари» сотрудничали лучшие мастера сатирического рисунка того времени. Творческое развитие наиболее крупных из этих художников продолжается, достигая своего высшего расцвета уже во второй половине 19 века.

<<< Французское искусство первой половины 19 века. Пейзажная живопись.

Французское искусство первой половины 19 века. Скульптура. >>>

История искусства >>>