В конце третьего десятилетия 19 века во французской скульптуре зарождается романтическое направление. В творчестве лучших мастеров романтизма в скульптуре, как и в живописи, значительное место приобретают реалистические тенденции.
Давид из Анжера. Элементы классицизма и романтизма сочетаются в несколько компромиссном по своему характеру творчестве Пьера Жана Давида из Анжера (1788—1856). Он начинал свою деятельность со статуй в строгом стиле Луи Давида, к которому примыкал как якобинец и как классицист. В Салоне 1824 года Давид из Анжера показал статую «Молодой грек у могилы Марко Боцариса», навеянную событиями освободительной войны греков против турок. Многие его позднейшие монументальные работы, особенно скульптура фронтона Пантеона (1837), остаются внешними и жесткими. Черты классицизма сохраняются в статуе «Филопомен» (1837). Однако портреты работы Давида отличаются подчеркнуто смелой индивидуальной характеристикой и ярко выраженной эмоциональностью, которая придает им романтический характер (бюст Паганини, Гюго). Отклонения от классической идеализации в поисках жизненной правдивости образа особенно характерны для его портретных медалей.
Франсуа Рюд. Крупнейшим мастером, творчество которого составляет вершину французской романтической скульптуры, был Франсуа Рюд (1784—1855). Якобинец, как оба Давида, он был вынужден жить в изгнании в Брюсселе почти все время реставрации (с 1815 г.). Вернувшись во Францию в 1827 году, Рюд сразу выдвинулся высоким пластическим мастерством мраморной статуи «Неаполитанский мальчик-рыбак» (1831, Лувр). Жизненная реальность соединена еще здесь с некоторой примесью сентиментальности. Однако безупречное ритмическое построение масс и виртуозная свобода исполнения в материале превосходят все, что в то время создавали французские скульпторы. Вслед затем был создан шедевр Рюда и всей романтической скульптуры, горельеф «Песнь отправления в поход», или «Марсельеза» (1837), для арки Победы на площади Звезды. В этом произведении скульптор нашел синтез всего лучшего, что было свойственно классической и романтической пластике того времени. Рюд внес в решение горельефа многие классические моменты, создающие впечатление монументального величия и необходимые для связи с архитектурой Шальгрена. Волонтеры 1792 года, отстоявшие жизнь республики в битве под Вальми, представлены как древние галлы. Однако бурное движение, развертывающееся в нижней группе и завершаемое стремительной фигурой Марсельезы, летящей над головами воинов, несет в себе пламя революционной романтики. Совершенно пустой и застывшей кажется по сравнению с «Марсельезой» группа «Коронация Наполеона» Жан Пьера Корто (1787—1843), поставленная у второго пилона Арки. В дальнейшие годы лучшие произведения Рюда — «Надгробный памятник Жофруа Кавеньяка» (кладбище на Монмартре, Париж) и особенно превосходная статуя Маршала Нея (1852—1853, Париж) — свидетельствуют об усилении в его творчестве реалистической тенденции.
Антуан Бари. Друг Делакруа Антуан Луи Бари (1795—1875) был не только скульптором, но и превосходным живописцем, как показывает его картина «Лев и львица у входа в пещеру» (ок. 1828 г., Лувр). Бари постоянно использует анималистические мотивы, решаемые в романтическом плане. Изображая животных в скульптуре, он постоянно подчеркивает напряжение и стальную силу мышц зверей. Его произведениям свойственны необычайно бурный ритм движения и повышенный драматизм выражения. Главными его работами являются бронзовая группа «Кентавр и Лапиф» (Лувр), «Тигр и крокодил» (Лувр) и «Лев, раздавливающий змею» в Тюильрийском саду в Париже (вариант этой группы находится в здании Академии художеств в Санкт-Петербурге).
<<< Французское искусство первой половины 19 века. Графика.
Испанское Искусство Конца 18 — Начала 19 Века. Испания в 18 веке. >>>