Архитектура Германии второй половины 18 века развивалась в формах классицизма. В области теории искусства Германия наряду с Францией занимала в 18 веке ведущее положение среди европейских стран. Деятельность Винкельмана, произведения Лессинга, Гёте, Шиллера имели большое значение для формирования классицизма в европейском искусстве. По-прежнему большое влияние на архитектуру Германии оказывала Франция, вставшая ранее других на путь изучения античности. В последней четверти 18 века классицистический стиль приобретает более последовательный и четкий характер. В это время возникает ряд интересных памятников архитектуры.
Карл Гонтардт. Карл Гонтардт (1736—1802) явился первым представителем классицизма в берлинской архитектуре. В 1781—1785 годах по его проекту были построены купольные башни, примыкающие к немецкой («новой») и французской («старой») церквам на площади б. Жандармского рынка. Эти симметрично расположенные декоративные сооружения удачно завершают один из центральных ансамблей Берлина.
Карл Лангганс. Одновременно с Карлом Гонтардтом в Берлине работал Карл Лангганс (1733—1808) — строитель известных Бранденбургских ворот (1788—1791). Если в произведениях Гонтардта еще до известной степени ощущается барочная живописность, то Лангганс уже совершенно от нее отказывается. Он избирает в качестве образца памятник античности — Пропилеи Афинского Акрополя. Суровая и торжественная архитектура Бранденбургских ворот во многом определила стилистический характер ряда более поздних сооружений немецкой столицы.