Война еще более усугубила территориально-политическую раздробленность страны. В новых условиях еще сильнее начала сказываться неоднородность немецкой архитектуры. В Западной Германии и Баварии ощущалось влияние французской архитектуры, в южной части страны — итальянской, на севере — архитектуры Нидерландов. Но самое сильное воздействие немецкая архитектура испытала со стороны французского зодчества. Этому способствовало то, что в Германии работали многие значительные французские архитекторы.
Немецкая архитектура очень отстала во времени от архитектуры других европейских стран. Стиль барокко стал развиваться в архитектуре Германии на сто лет позже, чем в Италии и Франции, но зато, как бы наверстывая упущенное, он приобретал здесь чрезвычайно полное и яркое выражение. По насыщенности и сложности форм немецкое барокко могло сравниться только с барокко Италии. Вместе с тем немецкое барокко отличается в целом некоторой измельченностыо и сухостью деталей. Типично барочные темы нередко переплетаются в нем с мотивами рококо.
Крупным художественным центром Германии этого времени стала Бавария со своим главным городом Мюнхеном.
Франсуа Кювилье. В Мюнхене с 1725 года работал французский архитектор Франсуа Кювилье. Наиболее известное его произведение — павильон Амалиенбург в Нимфенбурге (1734-1739). Стиль Кювилье — цветущее рококо, сочное и пышное. Внутренние отделки Амалиенбурга по изысканности и разнообразию мотивов нисколько не уступают лучшим образцам этого стиля во Франции.
Иоганн Бальтасар Нейман. Другим архитектурным центром на юге Германии была Франкония. В первой половине 18 века во франконском городе Вюрцбурге работал один из крупнейших архитекторов Германии — Иоганн Бальтасар Нейман (1687—1753). В 1719 году Нейман приступил к проектированию епископского дворца в Вюрцбурге, который был закончен в 1744 году, в последующие годы производилась внутренняя отделка. Архитектурное решение дворца определилось под несомненным влиянием композиции Версаля. Сооружение состояло из главного корпуса и боковых крыльев, ограничивающих с двух сторон парадный открытый двор. Наибольший интерес представляют дворцовые интерьеры. Особенно значительна трехмаршевая лестница, плафон которой был расписан приглашенным в Вюрцбург Д.-Б. Тьеполо на тему «Олимп и четыре части света» (1750—1753). Тьеполо же расписал Главный императорский зал дворца композициями из жизни Фридриха Барбароссы. Парадные и эффектные интерьеры Вюрцбурга, отличающиеся богатством декоративных мотивов, принадлежат к числу лучших образцов внутренних отделок европейской архитектуры 18 века.
Целый ряд первоклассных архитектурных памятников находится в главном городе Саксонии — Дрездене.
Маттеус Даниэль Пеппельман. Центральной фигурой дрезденского барокко является Маттеус Даниэль Пеппельман (1662—1736) — автор знаменитого дрезденского «Цвингера». Построенный им с 1711 по 1722 год «Цвингер» является лишь частью большого ансамбля, задуманного саксонским курфюрстом и предназначенного для празднеств под открытым небом. Осуществленная часть этого комплекса — «Цвингер» (или «Цитадель») представляет собой прямоугольную площадку, замыкающуюся двумя полукружиями. На оси площадки и по углам ее построены двухэтажные павильоны, соединенные между собой одноэтажными галереями, обработанными аркадами. Утонченно-изящная и изощренная архитектура «Цвингера» — яркий образец барокко, формы которого в Германии в одинаковой степени распространяются и на внешний и на внутренний облик зданий.
Архитектура Дрездена в первой половине 18 века обогатилась двумя крупными церквами — не сохранившейся протестантской «Фрауэнкирхе» и католической придворной церковью.
Строителем Фрауэнкирхе (1726—1743), наиболее известной протестантской церкви Германии, был архитектор Георг Бэр (1666—1738). Внутри храма было восемь опорных столбов, поддерживавших купол и многоярусные хоры, огибавшие всю церковь. Все сооружение, в том числе купол, было облицовано местным известняком, благодаря чему оно казалось вытесанным как бы из одного куска камня. Фрауэнкирхе — один из наиболее характерных образцов немецкого барокко. Благодаря сложным формам купола и угловых башенок здание приобрело живой, подвижный силуэт. Фрауэнкирхе оказала несомненное влияние на европейскую церковную архитектуру.
Придворная католическая церковь в Дрездене была возведена с 1738 по 1751 год итальянским архитектором Гаэтано Киавери (1689—1770). Прямоугольная в плане, она расчленена на нефы, из которых главный выступает в виде самостоятельного объема. К основной части здания примыкает стройная многоярусная колокольня, в композиции которой нельзя не видеть результата воздействия русской архитектуры, памятники которой Киавери наблюдал, работая в ранний период своей деятельности в Петербурге. Фасады церкви обработаны пилястрами; высокие балюстрады, скрывающие крыши, завершаются статуями, обогащающими внешний облик храма. Произведение Киавери — памятник зрелого барокко — отличается монументальностью и типично итальянской сочностью форм.
Андреас Шлютер. Архитектура Пруссии и Берлина объединила в себе стилистические черты архитектуры различных частей Германии. Наиболее значительным мастером берлинской архитектуры начала 18 века был Андреас Шлютер (1664—1714), являвшийся одновременно и скульптором. С 1694 года он работает в Берлине. Здесь Шлютер строит начатое еще до него классицистическое по облику здание Цейхгауза — одно из лучших сооружений столицы Германии, отличающееся композиционной четкостью и пропорциональностью своих фасадов.
В 1698 году Шлютер приступил к работам по расширению Королевского дворца в Берлине. Составленный им проект был осуществлен лишь частично. Шлютеру принадлежат три флигеля, окаймляющих внутренний двор дворца, и большое количество дворцовых интерьеров, в частности лестница юго-восточного флигеля и примыкающие к ней парадные залы. В 1713 году Шлютер был приглашен Петром I в Петербург, где вскоре и умер, успев лишь приступить к порученным ему работам.
Георг Кнобельсдорф. При Фридрихе II в середине 18 века в Берлине работал архитектор Георг Кнобельсдорф (1699—1753). Кнобельсдорф был мастером интерьеров рококо, фасады же своих сооружений он решал в ряде случаев в духе классицизма. В стилистической двойственности творчества Кнобельсдорфа отразился переломный момент в архитектуре эпохи, характеризовавшийся переходом от барокко к классицизму.
Здание Оперного театра в Берлине (1750) — одно из лучших сооружений Кнобельсдорфа. На фасадах применены ордера, передний фасад наделен портиком коринфского стиля, внутренние же отделки театра могли в свое время служить образцами стиля рококо.
Главное произведение Кнобельсдорфа — дворец Сан-Суси в Королевском саду Потсдама (1745—1747). Одноэтажный дворец имеет в центре главного фасада эллиптическую в плане ротонду, заключающую в себе главный зал. Отходящие от этого зала в обе стороны анфилады комнат отличаются изысканной, тонкой отделкой.
<<< Искусство Германии и стран Центральной Европы В 18 Веке.