В результате тяжелых потрясений, испытанных странами Центральной Европы в 17 веке, в период тридцатилетней войны и феодально-католической реакции, эти страны потерпели громадный материальный, экономический, политический и моральный ущерб, сильно затормозивший их развитие. Этому способствовали также войны Пруссии и Австрии в 18 веке. Положение Германии в конце 18 века так охарактеризовано Энгельсом: «Это была одна отвратительная гниющая и разлагающаяся масса. Никто не чувствовал себя хорошо. Ремесло, торговля, промышленность и земледелие страны были доведены до самых ничтожных размеров. Крестьяне, ремесленники и предприниматели страдали вдвойне — от паразитического правителства и от плохого состояния дел. Дворянство и князья находили, что, хотя они и выжимали все соки из своих подчиненных, их доходы не могли поспевать за их растущими расходами. Все было скверно, и во всей стране господствовало обще недовольство. Ни образования, ни средств воздействия на сознания масс, ни свободы печати, ни общественного мнения, не было даже сколько-нибудь значительной торговли с другими странами — ничего, кроме подлости и себялюбия; весь народ был проникнут низким, раболепным, жалким торгашеским духом. Все прогнило, расшаталось, готово было рухнуть, и нельзя было даже надеяться на благотворную перемену, потому что нация не имела в себе силы даже для того, чтобы убрать разлагающийся труп отживших учреждений.
И только отечественная литература подавала надежду на лучшее будущее».
Энгельс говорит далее о философах и поэтах, о Канте и Фихте, о творчестве молодых Гёте и Шиллера, а затем добавляет: «Даже лучшие и самые сильные умы немецкого народа потеряли всякую веру в будущее своей страны».
В таких общественно-исторических условиях искусству приходилось преодолевать в своем развитии весьма тяжелые препятствия. В первой половине 18 века в Германии и в странах Центральной Европы, подвластных Австрийской империи, господствующим направлением в искусстве было барокко, активно поддерживаемое правящими кругами абсолютных монархий и католической церковью. Во второй половине столетия Германия становится одним из ведущих центров европейского классицизма.
<<< Английское Искусство 17—18 Веков. Изобразительное Искусство. Скульптура.
Архитектура Германии первой половины 18 века. >>>
Иллюстрации к разделу >>>