Английское Искусство 17—18 Веков. Изобразительное Искусство. Возникновение английской национальной школы.

Рождение национальной школы живописи относится к первой половине 18 века. В это время английская общественная жизнь получила мощный толчок в своем прогрессивном развитии. Промышленная революция привела к изменению всей жизни Англии, сделала ее классической страной капитализма. Ф. Энгельс писал: «Промышленная революция имеет такое же значение для Англии, как политическая революция — для Франции, как философская революция — для Германии» .
К. Маркс указывал, что детище английской революции — «свободомыслие ...было ввезено во Францию именно из Англии. Локк был его отцом, а у Шефтсбери и Болингброка оно уже приняло ту остроумную форму, которая получила впоследствии во Франции столь блестящее развитие» . В 18 веке живопись опередила литературу в выражении этого свободомыслия художественными средствами. Создатель буржуазного реалистического романа нравов Генри Фил-динг прямо указывал на то, что он искал источники своего вдохновения в искусстве основателя английской школы живописи — Уильяма Хогарта.
Уильям Хогарт. Творчество Хогарта (1697—1764) сыграло важную роль в развитии английского искусства. Его произведения явились реалистическим отражением современной жизни различных слоев английского общества и были проникнуты активными критическими тенденциями в духе прогрессивных идей того времени. Картины и гравюры Хогарта отличались высоким мастерством драматического повествования, новаторской самобытностью и оригинальностью художественного решения. Он активно боролся за утверждение реализма и идей гражданственности в искусстве, отстаивая ведущее место бытового жанра в живописи. В написанном им теоретическом трактате «Анализ красоты» художник выдвигал положения демократической эстетики реализма против официальной художественной теории академической эклектики. Он резко осуждал бездушие шаблонных светских портретов. Отстаивая бытовую живопись, основанную на непосредственном наблюдении и раскрывающую сущность жизненных явлений, Хогарт писал: «В этих композициях те сюжеты, которые одинаково развлекают и развивают ум, естественно, наиболее общественно полезны и должны быть поэтому поставлены выше всего». Искусство Хогарта оказало значительное влияние на европейскую бытовую реалистическую живопись 19 века. По справедливому замечанию В. В. Стасова, оно несло в себе многие наиболее существенные черты дальнейшего развития и вместе с творчеством Гойи явилось прямым предвестником всего того, что стало характерным для европейского искусства второй половины 19 века, в частности критического реализма. Федотов высоко ценил работы Хогарта. Гравюры Хогарта оказали мощное влияние на развитие немецкой бытовой живописи в середине 19 века.
Уильям Хогарт родился и вырос в бедной семье типографского корректора в Лондоне. Мальчиком он поступил учеником в мастерскую ювелира и гравера по серебру. В конце 20-х годов 18 века он начал свои занятия в художественной школе Джеймса Торнгилла. С 1730 года начинается самостоятельное творчество Хогарта.
Важную часть творчества Хогарта составляют его живописные и гравированные циклы. В большинстве случаев в основе цикла лежат серии картин маслом, написанные Хогартом. Затем эти картины воспроизводились в гравюре самим художником. В 1731 году Хогарт создал свой первый цикл из шести листов — «Жизнь проститутки». В 1735 году за ним последовали восемь листов цикла «Жизнь кутилы» (Лондон, Музей Соан). Через десять лет, в расцвете своего творчества, Хогарт создает наиболее известный из циклов — «Модный брак», состоящий из шести листов (Лондон, Национальная галерея). Затем следует цикл гравюр «Жизнь подмастерья», или «Прилежание и леность», наименее удачный из всех. В 1755 году появляется последний из циклов — «Парламентские выборы», составленный из четырех листов, отличающихся замечательной сатирической остротой (картины в Музее Соан, Лондон).
Каждый из циклов — это развернутое драматическое повествование о человеческих судьбах. Каждая картина или гравированный лист является самостоятельным эпизодом жизни героя цикла. Хогарт, неоднократно подчеркивая связь его композиций с принципами театрального искусства, говорил, что он подходит к изображению ситуации и к характеристике действия как режиссер. Он дает в лучших своих работах многостороннее психологическое раскрытие индивидуальных образов и необычайно метко и остро показывает социальную среду и типические обстоятельства английской жизни. Все это в полной мере заключается в гравюрах циклов. Однако сохранившиеся картины дают основание считать, что живописные оригиналы, так же как и подготовительные рисунки, несут в себе еще большее богатство и силу художественной выразительности. В гравюрах Хогарта нравоучительная тенденция в значительной мере выступает на первый план. В картинах особенно ясно ощутимы полнота восприятия жизни, меткость характеристик, оригинальность живописных приемов.
В некоторых своих произведениях Хогарт поднимается до обличительного пафоса. Его сатира становится беспощадно острой в гравюре «Водочная улица» (1751), наполненной людьми, находящимися на «дне» Лондона, обреченными на нищету, теряющими человеческий облик в результате тяжелых условий жизни. В серии «Парламентские выборы» Хогарт смело обнажает продажность и лживую демагогию английской государственной системы. В картине «Марш в Финчли» (1750, Лондон, Госпиталь найденышей) он показывает английскую армию так, как ее никогда не показывал ни один официальный художник.
Другую важную сторону творчества Хогарта составляют его портреты. В них художник высоко поднимает значение человеческой личности независимо от ее социального положения. Он выступает как гуманист и демократ, как замечательный мастер реалистической портретной живописи. В его портретах нет ни малейшего следа светской идеализации и декоративной обстановочности, столь характерных для портретов работы большинства его современников. Все в них служит раскрытию характера модели. Аксессуары сведены до минимума. Гибкая, разнообразная художественная манера каждый раз меняется соответственно задаче изображения и особенностям изображенного лица. Твердость и четкость изображения характеризуют лучшую из его ранних работ в этом жанре — «Портрет капитана Корама» (1739, Лондон, Госпиталь найденышей). Замечательной плотностью и уравновешенностью отличаются «Автопортрет с собакой» и коллективный портрет «Слуги», написанные в 40-е годы. В тот же период созданы и легкий, гармоничный и поэтический «Портрет сестры художника Анны» и превосходный портрет «Продавщица креветок» (все эти портреты хранятся в Национальной галерее, Лондон). Последняя работа изображает девушку из народа, краснощекую и синеглазую рыбачку. Портрет написан в широкой свободной манере. Прекрасно переданы солнечный свет и воздушная среда, рефлексы, скользящие по свежей коже. Быстрая, бойкая живопись остро подчеркивает характер модели, создает впечатление почти этюдной непосредственности наблюдения, отнюдь не лишая образ законченности и глубины портретной характеристики. Высокие живописные качества присущи многим произведениям этого лучшего периода творчества Хогарта, в том числе картинам серии «Модный брак» и особенно небольшой картине «Ворота Кале» (1748—1749, Лондон, Национальная галерея), имеющей остросатирический характер.
Хогарт не имел непосредственных учеников и преемников в живописи. Он был чужд зарождающейся в этот период академической школе и светским портретистам. Однако он был основоположником английской живописи 18 века, ярким и самобытным художником, зачинателем прогрессивных традиций изобразительного искусства своей страны.
Джошуа Рейнольде. Джошуа Рейнольде (1723—1792) был крупнейшим мастером английской живописи второй половины 18 века. Лучшую часть его художественного наследия составляют портреты представителей высших слоев английского общества. Значительно меньший интерес представляют написанные им картины на мифологические сюжеты. В творчестве Рейнольдса выразился двойственный, компромиссный характер эстетических вкусов и требований господствующих классов Англии его времени. Буржуазные ноты в нем сказываются в трезвой реалистической передаче индивидуальных особенностей и характера моделей, в документально точном изображении одежды, аксессуаров, предметов обстановки. В то же время в работах художника проявляются черты, связанные с аристократическими требованиями светской пышности, репрезентативности портрета, идеализации образа. Сочетание этих противоречивых тенденций определяет общий характер творчества Рейнольдса, придает многим его произведениям поверхностный, внешний лоск. Иногда в погоне за эффектностью теряется жизненная правдивость и эмоциональная выразительность трактовки модели. Сильнее всего Рейнольде оказывается тогда, когда он верно следует за натурой. В таких работах его энергичная, плотная живопись в сочетании с несколько грубоватой решительной пластической моделировкой позволяет ему достигать большой убедительности и силы портретного изображения.
Рейнольде был сыном пастора. Он начал рисовать очень рано, прошел обучение в мастерской портретиста Томаса Гудсона и с девятнадцатилетнего возраста начал свою самостоятельную деятельность портретиста в городе Плимуте. В 1749—1752 годах он совершил поездку в Италию. Изучение классического искусства великих мастеров Возрождения сделало Рейнольдса одним из образованнейших английских художников. После возвращения в Англию Рейнольде обосновался в Лондоне и открыл здесь свою портретную мастерскую. Первой работой, принесшей ему успех и известность, был «Портрет адмирала Кеппеля» (Лондон, Национальная галерея), написанный в 1753 году. Заказы обильно посыпались на молодого художника. В некоторые периоды он писал до сотни портретов в год. Это не могло не сказаться на качестве значительной части его работ. Однако многие из них свидетельствуют о большом художественном даровании мастера. Лучшим портретом первого зрелого периода творчества Рейнольдса, длившегося до середины 1760-х годов, является «Портрет Нелли О'Брайн» (1763, Лондон, Коллекция Уоллес). Фигура молодой женщины занимает почти всю плоскость холста. Красиво написано свежее лицо, верхнюю часть которого покрывает мягкая прозрачная тень от шляпы. Превосходно передана игра света на широко раскинутых складках платья из блестящей шелковистой материи. В этом портрете видны результаты внимательного изучения Рейнольдсом живописи венецианцев и поиски гармонического, яркого и звучного колорита.
В 1768 году основывается Королевская Академия художеств, и Рейнольде избирается первым ее президентом. Деятельность Рейнольдса в Академии принесла значительные плоды. Впервые в Англии была создана серьезная система обучения художников, основанная на широком профессиональном образовании. Важным документом художественной жизни того времени явились «Речи» Рейнольдса — пятнадцать выступлений (1769—1790), содержащих изложение его теоретических принципов и художественных воззрений. В речах Рейнольдса проявляется эклектичность его взглядов и творческого метода, весьма характерная для академической школы. Его теории связаны с рационалистической философией познания мира. В них содержатся также существенные элементы реалистической теории искусства и эстетики. Так, он утверждает, что «обозначения «красота» и «природа», являясь общими понятиями, выражают, хотя и различным способом, то же самое…». Красной нитью через его высказывания проходит мысль о том, что, как ни необходимо для художника формировать свое мастерство на глубоком и основательном изучении старых мастеров, важнейшим для него является сохранение творческой самостоятельности.
Кроме теоретических работ Рейнольде проводил многочисленные опыты и исследования в области технологии живописи. В значительной мере с этими его работами были связаны поездки в Голландию, предпринятые им в 1781 и 1783 годах.
С середины 70-х годов начинается наиболее плодотворный период творчества Рейнольдса. К нему относится величественный портрет знаменитой английской артистки «Миссис Сиддонс как муза трагедии» (1784, Дулвич, Галерея), один из лучших образцов театрального портрета 18 века. «Портрет лорда Хитфилда» (1787, Лондон, Национальная галерея) с наибольшей силой представляет реалистическую сторону творчества Рейнольдса. Генерал изображен на укреплениях Гибралтара, обороной которого он успешно руководил. Он крепко сжимает в руках ключ от ворот крепости. Над ярко-красным мундиром поднимается характерная голова старого солдата. Очень правдиво написано художником грубое лицо с маленькими пронзительными серыми глазами, тяжелым красным носом и квадратным британским подбородком, с кожей, обожженной солнцем и обветренной бурями южных морей. В этот же период созданы некоторые из лучших женских и детских образов Рейнольдса. В них есть известный налет сентиментальности, но они прекрасно передают свежесть и обаяние здорового, счастливого детства. Таковы с их изящным рисунком и светлой, сочной живописью портреты «Миссис Хор с ребенком» (Лондон, коллекция Уоллес) и «Возраст невинности» (1790, Лондон, Национальная галерея).
Творчество Рейнольдса представлено в советских коллекциях картинами на мифологические темы — «Детство Геркулеса» (1786—1788) и «Амур развязывает пояс Венеры» (1788) в Эрмитаже, — принадлежащими к числу лучших произведений Рейнольдса в этом жанре. Очень хороший «Портрет девочки» находится в Музее западного и восточного искусства в Киеве.
Рейнольде оказал громадное воздействие на портретную живопись своих современников и имел много последователей среди представителей более молодого поколения английских художников. Его приемы широко использовались многими мастерами и стали существенным признаком английской школы конца 18—начала 19 века.
Томас Гейнсборо. Одновременно с Рейнольдсом жил и работал замечательный художник Томас Гейнсборо (1727—1788). Портреты и пейзажи Гейнсборо отличаются самобытностью, независимостью от академической школы, лиричной настроенностью и легкой, текучей живописью мягких, гармоничных тонов. В работах Гейнсборо есть настоящая музыкальность, грация и изящество, чуть тронутые сентиментальными нотами.
Сентиментализм с его подчеркнутой чувствительностью и увлечением красотами природы возник в Англии в середине 18 века. Он является частью нового, побеждающего буржуазного мировоззрения и в разнообразных формах и выражениях распространился из Англии во все страны континента.
Гейнсборо был сыном владельца шерстяной мануфактуры. Его художественное образование ограничилось обучением в мастерской провинциального живописца Франка Геймана. Гейнсборо никогда не совершал поездок на континент, и его знакомство с работами старых мастеров ограничивалось произведениями, хранившимися в некоторых английских собраниях. Особое влияние на формирование его мастерства оказало изучение портретов Ван-Дейка. Оно сказалось более всего в композиционном построении многих его портретов, а также в его живописных приемах. Гейнсборо строит свои колористические решения на ограниченной палитре. Он выбирает немногие, главным образом прохладные, основные тона и добивается широкого использования разнообразных оттенков этих тонов. Таким образом он достигает мягкости и гармоничности валерных отношений, единства и музыкальности общего впечатления. Источником живописного мироощущения Гейнсборо является тонко наблюденное, характерное для английской природы состояние с рассеянным светом, пробивающимся сквозь легкие облака, с влажной атмосферой, окутывающей предметы и слегка стирающей их очертания. Особенно ясно это сказывается в его пейзажах и портретах с пейзажным фоном. Однако и в портретах, написанных в интерьере, именно это ощущение положено в основу живописного решения. Характерным примером легкой, текучей, почти акварельной живописи Гейнсборо является «Портрет герцогини Бофор» в Эрмитаже (1770-е гг.).
Ранние работы Гейнсборо, как, например, «Пономарь Орпин» (Лондон, Национальная галерея), старательно выписаны, жестковаты по манере, но показывают внимательность наблюдения натуры и передачи характера модели. В начале 1770-х годов появляются произведения, характеризующие созревание мастерства художника. Наиболее примечательны в этом плане «Портрет миссис Грэхем» (Эдинбург, Национальная галерея) и «Голубой мальчик» (Лондон, Гросвенор-Хауз). Влияние Ван Дейка проявилось особенно в гармоничности колорита, в плавности и грации линейного ритма, достигаемых английским портретистом в этих его работах. Это воздействие подчеркивается самим художником в выборе аксессуаров; в частности, модель во втором из названных портретов одета в костюм 17 века.
Полного развития дарование Гейнсборо достигает после переселения художника в Лондон в 1774 году. В последние пятнадцать лет жизни он создает многие лучшие свои портреты. Гейнсборо изображает свои модели в интимной обстановке, часто — во время прогулки в парке. Его «Портрет Сарры Сиддонс» (1785, Лондон, Национальная галерея), в противовес портрету работы Рейнольдса, представляет артистку в обычном платье, без всяких внешних аксессуаров, указывающих на ее профессию. Гейнсборо более всего интересует ее личная, человеческая сущность. В спокойной, уверенной позе, в острых очертаниях профиля лица артистки Гейнсборо находит средства для выражения ее внутренней значительности и чувства личного достоинства. Еще более характерен для творчества Гейнсборо «Портрет миссис Робинзон» (Лондон, коллекция Уоллес). Здесь известная артистка представлена отдыхающей в парке, погруженной в легкую задумчивость. Художник стремится не столько к передаче индивидуальности модели, сколько к выражению общего поэтического состояния образа. Так Гейнсборо приходит к созданию своеобразного «портрета настроения», затронутого нотами сентиментализма.
Важную роль в развитии английского искусства сыграли также пейзажи Гейнсборо. В лучшем из своих ранних пейзажей — «Корнардский лес» (Лондон, Национальная галерея) — Гейнсборо внимательно и точно строит пространство, передает плотность древесных стволов и массы зелени, следуя примеру излюбленного в Англии голландского мастера 17 века Гоббемы. В пейзажах 1760-х и начала 1770-х годов Гейнсборо проявляет полную художественную самостоятельность и оригинальность. Такие его картины, как «Повозка» и «Водопой» (1770-е гг., Лондон, Национальная галерея), изображают сцены сельской жизни его родины. В них с полной силой достигается передача характерных состояний английской природы. Серебристая валерная живопись превосходно передает влажность воздуха, дрожание легкой листвы под дуновением ветра, сочность зелени и прозрачность лесных ручьев. Блестящее развитие английской пейзажной живописи в первые десятилетия 19 века многим обязано живописным открытиям Гейнсборо в области реалистической передачи света и воздуха, в правдивости изображения английской природы.

<<< Английское Искусство 17—18 Веков. Архитектура второй половины 18 века.

Английское Искусство 17—18 Веков. Изобразительное Искусство. Развитие различных жанров английской живописи. >>>

Иллюстрации к разделу >>>