Искусство Возрождения. Искусство Франции. Французское искусство 15 века. Живопись.

Тесные художественные связи Франции и Фландрии, сложившиеся во второй половине 14 века, продолжались и в 15 веке. Однако теперь уже не Франции, а Нидерландам, где Ян ван Эйк проложил новые пути развития живописи, принадлежала ведущая роль. Нидерландская живопись оказывала сильное и длительное воздействие на французскую живопись 15 века. Далеко не в такой степени и не столь повсеместно сказалось влияние Италии, которое станет преобладающим в следующем столетии. Французская живопись сохранила, однако, полностью свою самостоятельность, и можно с полным правом говорить о сложении в это время национальной школы живописи, связанной с вековыми традициями, в частности готической монументальной скульптуры, и отличающейся той строгостью стиля, которая будет и в дальнейшем одной из характерных черт французского искусства. Школа эта не была, однако, монолитной, она разделялась на несколько местных школ, образовавшихся в разных частях страны и часто заметно друг от друга отличающихся. Число произведений французской школы относительно очень невелико.
Турская школа. Главными художественными центрами были: область реки Луары с городами Тур и Бурж, куда переместился из Парижа королевский двор, расположенный несколько южнее Мулен, резиденция Бурбонов и на юге Авиньон и Экс.
Жан Фуке. В Туре работал крупнейший французский художник 15 века Жан Фуке (ок. 1420 —ок. 1490). Простой, здоровый реализм, интерес к конкретным явлениям действительности, точность и объективность наблюдения — черты, сближающие его с нидерландцами, сочетаются в его творчестве с очень развитым чувством пластической формы и стремлением к ясности, размеренности и упорядоченности. Фуке был выдающимся портретистом. Его портреты отличаются большой жизненностью и очень правдиво передают характерные черты модели, но ему чужда предельная обстоятельность, с которой Ян ван Эйк фиксирует малейшие индивидуальные особенности. Он моделирует лицо широкими планами, стремясь передать лишь основное, опуская детали. Фигуры выделяются крупными планами, одежда ложится широкими складками. Они недвижны, их жесты предельно скупы. Это произведения монументального стиля. Не приукрашивая свои модели, художник придает им значительность, соответствующую высокому социальному положению. Таков его «Карл VII» (1444—1451, Лувр) — слабый, болезненный, усталый и некрасивый, но вместе с тем сохранивший величавость осанки, соответствующей королевскому достоинству.
К наиболее значительным произведениям художника относится диптих, впоследствии разъединенный; его левая створка «Этьен Шевалье и св. Стефан» (ок. 1451—1455, Западный Берлин, Далем) изображает крупного государственного деятеля и его патрона св. Стефана, силуэты которых четко выделяются на фоне строгой архитектуры белого мраморного зала. С такой же четкостью обрисованы формы лица и тела, объемам которых придана почти осязаемая рельефность в правой створке, где изображена «Мадонна с младенцем» (Антверпен). Мадонне, изящной и модной красавице, одетой в плотно облегающий голубой корсаж, обнажающий плечи и грудь, и в красный плащ, приданы черты лица любовницы короля Агнесы Сорель. Чистые, светлые, непрозрачные краски наложены тонким, ровным слоем, напоминая раскраску полихромной скульптуры. В отличие от нидерландцев Фуке чужд интерес к передаче материальных особенностей предметов.
Между 1443—1447 годами, уже достигнув известности, Фуке ездил в Рим. Он вывез из Италии знакомство с линейной перспективой и ренессансной архитектурой. Судя по некоторым более поздним его работам, на него произвели впечатление Фра Анджелико и Пьеро делла Франческа, но коренных изменений в его творчестве не произошло. «Портрет Жювеналя дез Юрсен» (ок. 1460, Лувр) отличает от более ранних работ только богато обработанная в стиле итальянского Ренессанса стена, на фоне которой выделяется грузная фигура канцлера.
К самому драгоценному наследию Фуке относятся восхитительные миниатюры, которыми он украсил ряд рукописей, прежде всего «Иудейские древности» Иосифа Флавия (Париж, Национальная библиотека) и «Часослов Этьена Шевалье» (Шантильи). Батальные сцены первой из них полны эпического величия; с изумительным мастерством переданы в них большие людские массы — сражающиеся армии, движущиеся колонны войск. Фуке выступает здесь как замечательный исторический живописец. Не меньшего внимания заслуживают и пейзажи этих сцен, а также библейских и евангельских сюжетов «Часослова». Фуке изображал в них речные долины, селения, города и замки Франции, проявляя превосходное знание природы и животных. Уступая нидерландцам в богатстве деталей и мотивов, он превосходит их цельностью впечатления.
Школа Прованса. Крупное значение принадлежало в 15 веке школе Прованса. К выдающимся произведениям этой школы принадлежит «Благовещенье» анонимного художника, известного под именем «Мастера Благовещенья из Экса» (ок. 1445, Экс, церковь Мадлен, створки с фигурами пророков: Брюссель и Амстердам). Непосредственное влияние Эйкь и Флемальского мастера выражено здесь столь ярко, что эту картину даже упорно относили к нидерландской школе, однако ее французское происхождение выступает не только в чисто французском характере архитектуры, но и в тесной связи фигур с монументальной скульптурой. Значительной стилистической близостью к «Мастеру Благовещенья» отличается один из самых замечательных памятников книжной миниатюры 15 века — рукопись аллегорического романа «Сердце объятое любовью» (ок. 1460—1470, Венская библиотека), автором которого был герцог Анжуйский Рене, владетель Прованса. Миниатюры, проникнутые поэтическим чувством, особенно замечательны передачей эффектов освещения: восхода солнца и комнаты, озаренной пламенем камина.
С Рене Анжуйским связано и наиболее известное произведение Никола Фромана (работал в 1450—1490 гг.) «Неопалимая купина» (Экс). Центр композиции этой алтарной картины составляет огромный лиственный овал, образуемый кронами групп деревьев, на котором восседают изящная, миловидная Мадонна с младенцем, фигура ангела и Моисея. Эти изображения в еще большей степени, чем пейзаж, связаны с нидерландским искусством.
Наряду с Эксом крупным художественным центром провансальской школы был Авиньон, где искусство носило строгий церковный характер. Наиболее выдающееся произведение Авиньонской школы, проникнутое суровым драматизмом, — «Оплакивание Христа» из Вильнев-лез-Авиньон (Лувр). На золотом фоне выступают крупные силуэты фигур, расположенных в одной плоскости, напоминая высокий рельеф. Выразительность готического рисунка и строгая простота композиции сочетаются с резкой моделировкой, придающей формам как бы граненый характер. Автор этого шедевра не известен, но стилистически он тесно связан с достоверными работами работавшего здесь Ангеррана Шаронтона (род. в г. Лане ок. 1410, работал в Авиньоне в 1440—1460 гг.) — автора «Коронования Богоматери» (1454, Вильнев-лез-Авиньон). Композиция верхней части этой картины с центральной группой симметрично расположенных крупных фигур, по сторонам которых размещены многоярусные группы святых, напоминает величественные тимпаны французских соборов. Грандиозности впечатления способствует также пейзаж нижней части, с поразительной остротой воспроизводящий характерные четкие формы провансальского ландшафта.
Мастер из Мулена. Крупнейшим художником Франции конца 15 века был так называемый Мастер из Мулена, работавший при дворе герцогов Бурбон-ских, а также в Бургундии и Париже. Вновь усилившееся в это время влияние нидерландского искусства, пользующегося особым вниманием в придворных кругах, заметно и в творчестве этого художника, особенно в его ранних произведениях. Его точный, твердый рисунок отличается изяществом и элегантностью. К самым известным его произведениям относятся «Портрет неизвестного с св. Маврикием» (ок. 1490, Глазго) и «Муленский триптих» (1498—1499, собор в Мулене). Композиция средней его части с Мадонной в славе, окруженной ангелами, напоминает витраж.

<<< Искусство Возрождения. Искусство Франции. Французское искусство 15 века. Скульптура.

Искусство Возрождения. Искусство Франции. Французское искусство 16 века. >>>

Иллюстрации к разделу >>>