Искусство Возрождения. Искусство Франции. Французское искусство 16 века.

Франция в 16 в. В 16 веке во Франции, остающейся до конца столетия феодально-аграрной страной, зарождаются капиталистические отношения, появляются первые мануфактуры, быстро развивается внешняя торговля. При Карле VIII (1483—1498), Людовике XII (1498—1515) и особенно при Франциске I (1515—1547) и Генрихе II (1547—1559) происходит дальнейшее укрепление королевской власти, приобретающей форму абсолютной монархии. Абсолютизм опирался на среднее и мелкое дворянство и «дворянство мантии»; проводившаяся им политика централизации и протекционизма была вместе с тем выгодна городской буржуазии. Заключение в 1516 году конкордата с папой отдало в руки короля право распоряжения церковными должностями и имуществом. Сплочению дворянства и буржуазии вокруг королевской власти способствовала и начавшаяся в завоевательных целях итальянская война (1494—1559), вовлекшая вскоре Францию в длительную борьбу с монархией Габсбургов.
Длительные войны, не принесшие Франции реальных выгод, и так называемая революция цен привели к экономическому упадку и резкому обострению во второй половине века социальных и экономических противоречий, вылившихся в длительную гражданскую войну, получившую религиозную окраску. Религиозные войны (1562—1594) велись между враждебными абсолютной монархии феодально-аристократическими партиями гугенотов, к которым примыкала часть буржуазии и католиков. Обострению этой борьбы способствовала слабость королевской власти в правление Карла IX (1560—1574) и Генриха III (1574—1589). Народные восстания, вспыхнувшие на последнем этапе этой борьбы, привели к компромиссу между враждующими партиями и восстановлению сильной королевской власти при Генрихе IV (1589—1610).
С начала 16 века во Франции развивается культура гуманизма. То обстоятельство, что культура Возрождения во Франции складывалась в тот период, когда Возрождение в Италии достигло полной зрелости, обусловило сильное влияние Италии на французское Возрождение, особенно первой половины века, когда итальянские походы дали сильнейший толчок к знакомству с культурой и искусством Италии. Необходимо при этом учитывать, что французский Ренессанс складывается под влиянием не только расцвета Возрождения, но и обозначавшегося в Италии в 30-х годах кризиса гуманизма и зарождения искусства маньеризма.
Характерной чертой культуры французского Возрождения было наличие в нем значительно большей, чем в Италии, Германии и Нидерландах, роли дворянских воззрений и вкусов, прививших искусству Франции этого времени придворные, аристократические черты. Черты эти, однако, полностью или в значительной степени преодолены в наиболее крупных явлениях французской культуры 16 века. Таковы творчество гениального писателя Франции Рабле, предавшего осмеянию мракобесие и невежество схоластов в своем знаменитом сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», и поэзия утонченного П. Ронсара, воспевавшего радость жизни и национальное величие Франции, философия скептика Монтеня, в своих «Опытах» противопоставившего познание догматическим формам традиционных воззрений.

<<< Искусство Возрождения. Искусство Франции. Французское искусство 15 века. Живопись.

Искусство Возрождения. Искусство Франции. Французское искусство 16 века. Архитектура. >>>

Иллюстрации к разделу >>>