В первых десятилетиях 15 века наиболее оживленной была художественная жизнь севернонемецких городов. Здесь, в условиях типичного для этих городов патрицианского уклада и аристократизации верхушки бюргерства, складывается утонченное, рафинированное искусство, связанное с традицией позднеготической миниатюры и лишь медленно поддающееся эволюции. В живописи здесь сохраняются золотой фон и плоскостная трактовка фигур, разномасштабность и неправильность пропорций. О некотором изменении настроений и вкусов свидетельствует лишь стремление к лирической и интимной интерпретации религиозных сюжетов, к смягчению суровости и аскетизма искусства предшествующей поры. Нарядные, яркие краски, обилие золота, а также особая плавность и текучесть линий характерны для живописи этого круга. Таковы алтари Кёльна, Гамбурга, Дортмунда и других сёверонемецких городов. Мастер Франке. Рассмотрим для примера картину гамбургского мастера Николауса Франке (упоминается в 1407—1424 гг.) «Поклонение младенцу» (Гамбург, Художественная галерея). Вместо традиционного изображения «Рождества Христова» художник избрал здесь новый вариант этого сюжета — изображение коленопреклоненной Марии, склоняющейся с молитвенно сложенными руками перед лежащим на земле нагим младенцем Христом. Такая трактовка этой темы, впервые появляющаяся в европейском искусстве в первой половине 15 века, отражает стремление к более интимному, человеческому толкованию старинной легенды. Мастер Франке вводит здесь трогательный мотив — ангелов, окружающих фигуру Марии и поддерживающих покров, как бы желая защитить от прохлады и сырости лежащего на земле младенца. Однако в целом картина еще очень условна. Отсутствие чувства пространства, золотой фон, плоскостность и бестелесность фигур — все говорит об архаичности этого алтаря, еще не выходящего, в целом, из рамок готического стиля.
Сходный характер имеют и произведения южнонемецкой живописи начала 15 века, примером которых может служить картина неизвестного мастера верхнерейнской школы «Райский сад» (Франкфурт, Штеделевский институт), датируемая приблизительно 1410 годом. И здесь мы видим попытку более интимно представить жизнь Богоматери и Христа, изображенных в цветущем саду среди любовно и тщательно переданных художником растений и порхающих птиц. Богоматерь представлена читающей книгу, младенец Христос играет на цитре. Картина эта явилась прообразом распространившегося в дальнейшем в прирейнском искусстве типа изображения Мадонны с младенцем на фоне цветущих кустов и разнообразных растений. Хотя новизна мотива и свидетельствует о пробуждении чувства природы и восприимчивости к ее красоте, по манере исполнения это произведение еще целиком принадлежит старой традиции. В нем совершенно отсутствует глубина; фигуры и предметы располагаются снизу вверх, громоздясь друг над другом. Разобщенность композиции, отсутствие единого действия, стремление к равномерному заполнению поверхности, наконец, неправильные пропорции фигур придают этой картине архаичный характер.
<<< Искусство Возрождения. Искусство Германии. Немецкое искусство 15 века.
Искусство Возрождения. Искусство Германии. Искусство Германии в 30—40-х гг. 15 в. >>>
Иллюстрации к разделу >>>