Искусство Возрождения. Искусство Германии. Немецкое искусство 15 века.

Германия в 15 в. и ее культура. Возникновение культуры Возрождения запоздало в Германии как по сравнению с Италией, так и по отношению к Нидерландам. В начале 15 века, когда в Италии уже не только определились пути развития нового искусства, но и началась разработка его научных основ, когда виднейшие мастера Нидерландов решительно повернули к правдивому изображению человека и природы, искусство Германии все еще оставалось во власти средневековых традиций. Причины этого отставания коренились прежде всего в исторических особенностях развития страны. В начале 15 века Германская империя представляла собой отсталое феодальное государство, еще не вышедшее из состояния раздробленности и распадавшееся на ряд фактически не зависимых друг от друга княжеств. Хозяйство страны характеризовалось отсутствием единого экономического центра и неравномерностью развития экономики отдельных областей. Подъем торговли и производства наблюдался в то время только в отдельных разобщенных районах, в большинстве случаев связанных лишь с внешними рынками. Так, в северной части Германии рано развилась торговля со странами Северной и Восточной Европы, в то время как южная часть страны тяготела к центрам левантийской торговли и находилась в оживленных сношениях с итальянскими городами. Помимо этих двух важнейших районов, большое значение в экономической жизни Германии имела область Рейна, крупнейшей водной артерии, связывающей южную и северную части страны.
Важнейшую роль в жизни этих районов Германии играли города, являвшиеся средоточием торговли, ремесел и банковского капитала. Города рано стали возникать в Германии. Раздробленность и децентрализация страны создавали на первых порах благоприятные условия для их быстрого роста. В 15 веке немецкие города достигли цветущего состояния. Многие из них добились в борьбе с феодалами существенных привилегий и льгот, крупнейшие же стали вольными имперскими городами, то есть, будучи освобождены от власти местных феодалов, подчинялись лишь непосредственно императору, что при слабости императорской власти означало в то время почти полную их независимость.
Еще в 13—14 веках немецкие города стали центрами культурной жизни страны. Это не вызвало здесь, однако, столь радикальных сдвигов, как в Италии, где рост городов и укрепление бюргерства очень рано привели к формированию культуры Возрождения. В отличие от итальянских, немецкие города представляли собой лишь разрозненные оазисы в феодальной стране, вся культура которой носила еще феодальный характер и подчинялась контролю церкви.
В начале 15 века в искусстве Германии еще господствовал готический стиль. В архитектуре этого времени можно отметить лишь появление новых композиционных приемов — строительство так называемых «зальных» церквей, в которых равная высота всех нефов превращала последние как бы в единый просторный зал. Характерно для этого времени также увеличение роли гражданских строений, причем присущая им прежде суровость архитектурных форм сменилась теперь богатством, красотой убранства.
Живопись начала 15 века также сохраняла готический характер. Главным назначением ее по-прежнему оставалось украшение церквей и монастырей, причем наиболее распространенным ее видом стала теперь станковая живопись, то есть роспись складных створчатых алтарей, которые устанавливались в алтарной части церквей, а также в церковных и домашних капеллах.

<<< Искусство Возрождения. Нидерландское искусство 16 века. Живопись.

Искусство Возрождения. Искусство Германии. Немецкое искусство в первых десятилетиях 15 в. >>>

Иллюстрации к разделу >>>