Эта двойственность, противоречивость в развитии архитектуры наложила свой отпечаток на творчество крупнейших мастеров. Стремясь создавать строгие и выдержанные сооружения, они, тем не менее, допускали в них целый ряд стилистических «вольностей» и погрешностей против классических правил.
Собор св. Петра в Риме а) план Браманте; б) план Микеланджело; в) план собора св. Петра, достроенного в 17 в. К. Мадерна
В середине и во второй половине 16 века в Италии возникли особые учреждения — Академии, имевшие своей целью руководство теоретической и практической работой в области искусства и архитектуры. В 1542 году была основана в Риме Витрувианская Академия. В 1563 году во Флоренции открылась Академия художеств, выполнявшая роль верховного совета по делам искусства. В 1573 году возникла Академия художеств в Перуджии, В 1593 году — Академия св. Луки в Риме. В 1598 году живописцы братья Караччи образовали Академию в Болонье.
Витрувианская академия имела своей задачей изучение античной, главным образом, римской архитектуры.
Ряд архитекторов-теоретиков разрабатывал на основании изучения памятников античного зодчества и трактата Витрувия системы архитектурных ордеров, стремясь регламентировать современное им строительство и подвести под него теоретическое обоснование. Еще в 15 веке Альберти написал трактат «10 книг о зодчестве», который был основным архитектурным руководством своего времени. В 16 веке число подобных сочинений значительно возрастает, причем основное внимание в них уделяется ордерам.
Крупнейший архитектор позднего Ренессанса Джакомо Вароцци да Виньола издал в 1562 году сочинение «Правила пяти архитектурных ордеров», которое стало наиболее распространенным руководством и не потеряло своего значения до известной степени и по сей день.
Другой знаменитый архитектор этого времени Андреа Палладио является автором «4 книг по архитектуре», увидевших свет в 1570 году.
Помимо этих сочинений, в рассматриваемое время переиздается несколько раз трактат Витрувия.
Таким образом, в этот период отмечается оживление теоретической деятельности в области искусства и архитектуры, подводится теоретическое обоснование под современную художественную практику, обобщается приобретенный опыт.
Поздний Ренессанс богато представлен архитектурными памятниками Рима.
Джакомо Бароцци да Винъола. Теоретик архитектуры Джакомо Бароцци да Виньола (1507—1573) является автором ряда значительных сооружений. Виньола был одним из ведущих мастеров этого времени.
Первой значительной римской постройкой Виньолы (1550—1555) была вилла папы Юлия III перед Порта дель Пополо. В пределах небольшого участка Виньола создал интересную композицию, развернув перед зрителем ряд перспектив, сменяющих друг друга при движении его по внутренним дворам. Внутренние дворы виллы ограничиваются закругленными в плане стенами.
Дугообразная форма корпусов была использована Виньолой и в других сооружениях. В архитектурных деталях, вводимых им, отмечаются черты стилизации. Свободно владея пропорциями, художник как бы произвольно утрирует форму отдельных частей, то нарочито огрубляя, то, наоборот, оттачивая ее.
Одним из самых крупных произведений Виньолы в области дворцовой архитектуры является замок Капрарола близ Витербо, построенный для кардинала Алессандро Фарнезе (1547—1559).
Архитектурное решение предопределила пятигранная форма ранее построенных здесь крепостных стен. Бастионы, куртины и стены недостроенной крепости Виньола использовал в качестве основания для самого дворца.
Виллы для знати строятся в это время в большом количестве. Замечательные образцы вилл сосредоточены в окрестностях столицы. Плоская Кампанья, в пределах которой находится Рим, распространяется до подножия Албанских гор, возвышающихся примерно в 30 километрах к востоку. У подножия этих гор и расположены богатые поместья римской феодальной аристократии.
Строительство загородных усадеб не случайно приобрело в то время такой размах. Экономический и политический кризис, охвативший Италию в 16 веке, породил неудовлетворенность политической жизнью и отход от политической деятельности в кругах высшего дворянства. В связи с этим ослабевают темпы городской жизни; представители высшего дворянства уединяются в своих роскошных загородных резиденциях. В это время окончательно формируется стиль итальянской парковой архитектуры. Сильный подъем почвы — одно из условий композиции итальянских садов. Скат холма оформлялся обычно в виде ряда возвышающихся друг над другом террас, растянутых во всю ширину парка или захватывающих только часть его. Террасы эти соединялись друг с другом сложной системой пандусов и лестниц, придающих цельность общему виду парка. Уступы почвы обрабатывались многочисленными декоративными сооружениями, гротами, лоджиями, фонтанами, каскадами, скульптурой, декоративной зеленью. Вся система подъемов (лестниц, пандусов) подводила обычно к главному входу в здание. Основным принципом планировки .была симметрия. Архитектурный замысел строился в расчете на непрерывную смену впечатлений по мере подъема зрителей по террасам.
Наиболее известным произведением Виньолы в области церковной архитектуры является церковь Иисуса (Иль Джезу) в Риме. Виньола отошел здесь от типа центричного сооружения и вернулся к удлиненной форме храма. Церковь однонефна, на пересечении основной части с трансептом расположен купол. Подобная форма церковного здания становится ведущей для всей эпохи; церковь Иисуса Виньолы послужила образцом для позднейших церковных сооружений. Фасад этой церкви развивает схему фасада церкви Сайта Мария Новелла — Альберти.
Одновременно с Виньолой в Риме работал ряд других видных мастеров. Пирро Лигорио (ок. 1510—1583) известен как строитель вилл, в частности знаменитой своим парком виллы д'Эсте в Тиволи, начатой в 1549 году.
Андреа Палладио. Крупнейшим зодчим Позднего Ренессанса был Андреа Палладио (1518—1580) — виднейший представитель академического направления. Палладио преклонялся перед античностью. Он так же, как и многие его современники, искал математического выражения законов, лежащих в основе древнегреческой и древнеримской архитектуры; правила античных ордеров он считал догмой, не подлежащей изменению. Несмотря на желание Палладио строго придерживаться античных образцов и канонов, здания, им построенные, отличаются оригинальностью и своеобразием своей архитектуры.
Одним из первых произведений Палладио является архитектурная обработка старого здания городской ратуши, так называемой «Базилики» в Виченце (с 1549). Им была возведена двухъярусная галерея, окружающая здание 15 века. Основным мотивом обработки фасадов является мотив римской ордерной ячейки (сочетание ордера с арками, опирающимися на пилоны). Здание облицовано мрамором.
Большинство возведенных Палладио сооружений, главным образом, особняков-палаццо, находится в его родном городе — Виченце.
Характерно палаццо Каллеони Порто (1552)—двухэтажное здание с симметричным планом. Фасад его оформлен ордером, помещенным во втором этаже в виде ионических полуколонн, поддерживающих антаблемент; выше расположен аттиковый этаж. Первый этаж здания обработан рустом и является как бы пьедесталом, на котором установлен ордер. В палаццо Вальмарано два этажа объединены одним большим ордером в виде пилястр, поставленных на высокий цоколь, служащий им пьедесталом. Фасад другого сооружения — палаццо Барбарано — построен на применении двух ордеров; каждый этаж выделяется особым ордером.
В основе фасадов палаццо Капитанио лежит ордер, охватывающий оба этажа. Вместо пилястр введены полуколонны, поставленные на низкие пьедесталы. Аттиковый этаж ограждается балюстрадой. На фасадах в большом количестве применена скульптура.
К городским палаццо Палладио должно быть присоединено большое число построенных им вилл, отмеченных зодчим в его трактате. Почти все виллы Палладио образованы по одному композиционному принципу: основа здания — сам дом — представляет собой призматический объем обычно наделенный колонным портиком с фронтоном. Наибольшей популярностью пользуется вилла, известная под названием виллы Ротонда, построенная близ Виченцы. Сооружение симметрично со всех четырех сторон; оно имеет в плане квадратные очертания и увенчано куполом. Каждый из четырех фасадов центрируется портиком, к которому ведет широкая лестница. Здание перекрыто четырехскатной крышей, которая врезается в цилиндрическое основание купола.
В 1580 году Палладио создал театр Олимпико в Виченце. Театр этот был построен для так называемой Олимпийской Академии (Академии олимпийцев, литературная организация), основанной в 1555 году . Театр Олимпико — один из немногих театров Ренессанса. Палладио в этом сооружении использовал тип античного римского театра, однако нарушил правило Витрувия и создал не полукруглый, а полуэллипсоидальный зал. К амфитеатральному залу примыкает сцена с пятью расходящимися в перспективе своеобразными «улицами», пересекающими портал, они служили для отдельных мизансцен. Портал сцены и зрительный зал оформлены ордерами, скульптурой — круглой и барельефами. Статуи стоят в нишах и на особых пьедесталах над колоннами.
В Венеции Палладио построил крупные по размерам церкви — Сан Джордже Маджоре на острове того же имени, против Пьяцетты и Иль Реденторе на острове Джудекка.
Творчество Палладио оказало сильнейшее влияние на западноевропейскую архитектуру, в частности на английскую архитектуру 17—18 веков и русскую архитектуру последней четверти 18 века.
Традиции Ренессанса продолжали оказывать свое воздействие и в последующее время — в конце 16 и в 17 веке. Стиль барокко, сменивший Ренессанс, фактически возник в результате дальнейшего развития тех строительных принципов, которые получили распространение в эпоху Возрождения.
<<< Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Высокого Возрождения. Архитектура.